В статье ниже подробно рассматривается вопрос сходств и отличий архитектуры с X по XV века. Конструктивные и декоративные особенности, наследованные черты и чем они обусловлены. Особого внимания заслужила тема, чем готический собор отличается от романского — разница показана на примере.

Крепость замка Портчестер — яркий пример романского стиля

Романская архитектура

Это архитектурный стиль, зародившийся в середине 11 века. Представляет собой слияние римских, каролингских и оттонских, византийских и местных германских традиций.

Он стал продуктом великого распространения монашества, так как стали необходимы большие храмы для размещения многочисленных монахов и священников, а также паломников, приезжавших посмотреть на мощи святых. Способствовать развитию этого стиля будут также буйствующие феодальные войны.

Особенности романского стиля:

  • Каждое здание имеет чётко очерченную архитектурную форму.
  • Симметричная и простая планировка зданий.
  • Использование камня и кирпича в качестве строительного материала.
  • Тяжёлая каменная крыша.
  • Использование толстых и высоких стен для поддержки крыши.
  • Использование круглой арки в западном римском стиле, создавая, как поддержку здания, так и визуальный эффект с помощью толстых и тяжёлых декоративных колон.
  • Использование больших каменных сводов.
  • Большие откатные двери.
  • Небольшое количество маленьких и узких окон.
  • Строительство больших колокольных мест вместо византийских куполов.
Сооружения этого стиля обладают монументальностью и рациональностью конструкций, а также скульптурными композициями и выразительной живописью.

Монументальность прослеживается в выделении действующих лиц на картине, которые существуют независимо от окружающего пространства. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Мураль редко украшала только самые видные части залов.

Крепость Рочестерского замка

Неприступные крепости в романском стиле

Оборонительная, средневековая резиденция феодалов, сочетающая в себе черты башни и замка с полноценной жилой и оборонительной программой.

Доминантой крепости является ее господство над окружающей средой (городом, замком, открытым пространством). История зарождения самых ранних башен этого типа берет начало во Франции 10-11 века, а после норманнских нашествий продолжила путь в Англии.

Толстые каменные стены, башни, зубцы и арки замка — прекрасная иллюстрация особенностей романского стиля. В центре замка находится донжон — непременный атрибут ранних романских крепостей.

Наследие в архитектуре Европы

Узреть здания в стиле романс можно во многих странах Европы, но самыми яркими представителями стали нижеперечисленные шедевры.

Пизанский собор
Кафедральный собор Чефалу
Базилика Сен-сернен
Аббатство Марии Лаах

Переход от романского стиля к готическому

Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда процветание и относительный мир стали способствовать культурному развитию на протяжении нескольких столетий.

Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность разрабатывать еще более сложные и смелые проекты.

Многие погрязли в заблуждениях и представляют готику, как нечто мрачное и жуткое, темное, словно подвал, где карали грешников и сжигали ведьм. Избавиться от дезинформации поможет дополнительное ознакомление с работой инквизиции во времена средневековья.

Готическая архитектура

Хоть стиль и носит название «готический», однако готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между распадом Римской империи и созданием Священной Римской империи (то есть примерно с пятого по восьмой век).

Они не славились большими достижениями в архитектуре. Как и многие исторические термины искусства, «готика» стала применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.

Особенности

Описывать всю божественную красоту и возвышенность, которую привнес готический стиль в мрачность своей эпохи, можно часами, поэтому следует выделить основной свод качеств:

  • Грандиозные, высокие конструкции, стремящиеся вверх с высотой и изяществом. Новые методы строительства позволили архитекторам распределить вес более высоких стен и башен.
  • Яркие витражи вписанные в огромные окна.
  • Орнаментальная резьба по камню.
  • Стрельчатые арки.
  • Сводчатые потолки, позволяющие равномерно распределять вес по колоннам.
  • Контрфорсы (поддерживающая конструкция).
  • Горгульи.
  • В готических зданиях много внимания стали уделять свету.
Горгульи на соборе

Ключевые факты и достижения

Инновации готической архитектуры были основаны на идеях, разработанных аббатом Сугерием, о том, что земной свет содержит божественный свет и что физическое здание церкви должно сделать эту концепцию осязаемой.

Революционные преобразования аркбутанов и крестовых сводов позволили включить в структуру церкви больше витражей, тем самым превратив повседневный солнечный свет в призму цветов, которые танцевали на поверхности камня и напоминали верующим о божественном присутствии Бога.

Возобновление интереса к гуманизму, который имел несколько иной оттенок, чем более поздний гуманизм эпохи Возрождения, привел к более натуралистичной фигуративной скульптуре, которая украшала внешний вид церквей и хранила священные реликвии. Они становились все более важными для репутации города.

В частности, изображения Девы Марии и младенца Христа переходят от массивных фронтальных поз к более типичным или повседневным, отражающим нежные человеческие эмоции, которые часто можно увидеть между матерью и ребенком.

Сочетая аспекты византийского и романского стилей и даже заимствования из исламской архитектуры, готическое искусство и архитектура упиваются своими эклектическими корнями, развиваясь и видоизменяясь в соответствии с региональными вкусами и тенденциями.

К концу Средневековья готический стиль стал «интернациональным» в своем распространении по Европе, и его упор на натурализм вызвал революцию в живописи, которая процветала в эпоху Возрождения, даже если его архитектура была заменена более прямыми линиями и классическими пропорциями.

Пример собора в готическом стиле

Эстетическая направленность

Как и завещал аббат Сугерий, готические здания своим масштабом, высокими потолками внутри, тонким орнаментом по всей отделке и количеством света позволяет почувствовать возвышенность, свою незначительность.

При посещении храмов, возникает ощущение присутствия высших сил, а благодаря хорошей акустике, звуки органа и молитв слышны за многие километры. Форма и свет — две категории, определяющие сущность красоты.

Каркасная система

Сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество смелой инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских сооружений, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

Конструктивную основу собора составляет каркас из столбов (в зрелом готическом стиле — группа колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания состоит из прямоугольных ячеек, ограниченных четырьмя столбами и арками, которые вместе с арками-ребрами образуют остов крестового свода, заполненный легкими малыми сводами.

Группа колонн собора

Боковое растекание кровли главного нефа передается с помощью поддерживающих арок, на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от стен промежутки между столбами прорублены арочными окнами. Нейтрализация свода арки за счет выноса основных конструктивных элементов позволила создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера.

Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» в центре сочетают стремление вверх с четким балансом деления. Фасады разнообразны стрельчатыми арками и богатыми архитектурными, пластическими и декоративными деталями.

Статуи на консолях перед колоннами и в их верхней арочной галерее, порталах и тимпанах, а также на капителях образуют связную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного Писания, яблочные образы.

Стрельчатые своды

Готические нервюры можно назвать усовершенствованным прототипом кирпичного каркаса римских крестовых сводов, однако особенностью является то, что нервюры не убираются и именно на них покоится свод. Они не включены в основную массу, а выведены наружу, при этом массив заменен распалубками.

Готический свод — соединение нежестких распалубок на нервюрном скелете. Нервюры крупной кладки дают меньшую усадку и образуют в своде каркас, который принимает на себя большую часть нагрузки. При этом он принимает вертикальное направление, в это время распалубки стремятся скользить по направлению стрелки.

Стрельчатые своды в готическом стиле

Различия двух архитектурных стилей

Следует разобраться, чем готический собор отличается от романского, на примере двух всемирно известных исторических объектов, расположенных на территории Европы и сохранившихся со времен эпохи Средневековья.

Характеристика двух стилей собирает много общего, в том числе ребристые своды, контрфорсы, сгруппированные колонны, амбулатории, окна колес, шпили и тимпаны.

Пытаясь отличить их друг от друга, люди часто путаются, поскольку в незаметный период перехода от одной формы к другой, здания могли заключать в себе черты двух стилей. Но, как показано ниже на фотографиях соборов в Лиссабоне и Париже, присутствует существенная разница.

Лиссабонский собор и собор Парижской Богоматери

Конечно же охарактеризовать детальные различия между романской и готической архитектурой можно более глубоко и емко, если обладать соответствующим строительным образованием.

Общие черты, чем отличается здание, выполненное в романском стиле от готического:

  • Здания романской архитектуры имеют массивные каркасные конструкции и были внешне более приземистыми, в то время как готика является более стройной, стремится ввысь.
  • Внешне их легко отличить. Романские здания аскетичны, а вот готические украшали как внешние статуи, так и внутренний орнамент.
  • Разница заключается в количестве и размере окон. В готике также использовался витраж.
  • Для готики характерны стрельчатые арки, а для романса — округлые, поскольку он впитал себя больше от Византийской культуры и Римской империи.
  • Отличать фундаментальные особенности каждого жанра можно еще по способу кладки.
  • Аспиды в ранней архитектуре находились в специальных отсеках, позже он соединился с основной частью здания.
  • Стрельчатые арки вместо полукруглых.
  • Цветные витражи и декоративность в готике — аскетичность и минимализм в романсе.

Жестокость феодальных междоусобиц отразилась на дополнительном укреплении сооружений, в то время как готика стремилась к красоте, естественности и возвышенности.

Здания романской архитектуры имеют цилиндрические своды, а готической — крестовые, — это кардинальное отличие романского стиля от готического, которое видно только на плане.

Сходства архитектурных стилей

В чем состоят различия между романской и готической архитектурой разобрано выше, теперь несколько слов об общих чертах:

  • Временной промежуток. Оба стиля зародились во времена Средневековья.
  • Популярность. Они пользовались одинаковой популярностью, поскольку соответствовали потребностям и эстетическим соображениям своей эпохи.
  • Назначение зданий.
  • Основные строительные материалы.
  • Некоторые из особенностей, включенных в оба стиля: своды, апсиды, ниши, амбулаторные и излучающие часовни.

Видео по теме статьи

Отличительные черты готической и романской архитектуры для неспециалистов в видеоролике ниже.

Заключение

В заключение нужно сказать, что романский и готический архитектурные проекты имеют одни и те же основные принципы. Тем не менее, готический дизайн получает преимущество, поскольку он является усовершенствованием последнего и включает в себя структурные конструкции из других традиций, особенно с востока.