Японская поэзия обладает многими особенностями, которые так привлекают читателей со всего мира. В ней нет сложных художественных приемов или рифм, однако в ее простоте всегда скрывается глубокий философский смысл.
Содержание
Особенности японской поэзии
Япония сильно отличается от всех остальных стран многими сферами. Жители страны восходящего солнца обладают поистине своеобразным подходом ко всему. Особенно сильно прослеживается философия, отраженная в том числе и в поэзии.
Сложно описать словами ту изюминку, которая и отличает японскую литературу от любой другой. Существует множество видов стихотворения японского направления:
- Танка. Стихи, которые содержит в себе 31 слог и 5 строк. Рифмы в этом виде отсутствуют.
- Нагаута. Очень объемное стихотворение.
- Ута. Является приложением к предыдущему типу.
- Хокку. Самый известный жанр. В настоящее время обрёл огромную популярность
- Haiku. Относится к ряду традиционных.
Типы стихотворений, которые перечислены выше, являются лишь частью многообразия японской литературы. Существует ещё множество направлений. Однако интересный факт в том, что рифма не является сильной стороной поэзии жителей страны восходящего солнца. В ней содержится некая духовная форма искусства.
Всегда ли есть в японских трехстишьях скрытый смысл?
Считается что в японских стихах, в частности хокку и хайку таится смысл, который сложно увидеть. На этот счёт существуют разные мнения. Многие думают, что разгадать секрет трехстишья сможет не каждый человек. Только настоящий мастер дзен или духовный учитель сможет понять в чем заключён смысл.
С точки зрения истории, некоторые стихотворения были основаны на дзен-буддизме. Строение стихов может спровоцировать восприятие заглянуть в собственное сознание. Из-за этого могут возникать различного вида озарения и возможность взглянуть на мир под другим углом.
Благодаря подобному состоянию человек может погрузиться в медитацию. Остаётся не решённым вопрос о том, хотел ли автор заложить определенную тайну в стихотворение. Люди очень часто ищут духовный скрытый смысл в совершенно разных вещах.
Вероятно, стоит искать секреты в творениях гениев, например:
- Мацуо Басё. Являлся великим философом и поэтом. Происходил из семьи самураев, между прочим, именно среди этого класса была распространена поэзия. Басё написал множество хокку и очень почитаем в современной Японии.
- Бусон Еса. Жил в стране восходящего солнца в 18 веке. Был известным художником и деятелем искусств. Кроме рисования, занимался написанием стихотворений.
Возможно, именно в произведениях гениев подобного масштаба стоит искать тайный смыл. Но не стоит забывать, что многие таланты были не признаны и неизвестны.
О хокку
Этот жанр является особенным. Именно в хокку вкладывался особый смысл, который люди ищут до сих пор. Писателей, занимавшихся этим направлением, называли хайдзинами. Их творчество целиком было посвящено созданию хайку и хокку.
Причем хайдзином может быть любой человек, вне зависимости от страны и даже языка написания.
Хокку являет собой трёхстишие и генетически происходит от танка — вид стихотворения, описанный выше.
Философы задаются вопросом, что же такого особенного в хокку. Ответить на это не так просто.
Для русского человека является очень нестандартным отсутствие рифмы в стихотворении. Не разобравшись в этой теме, можно подумать, что это просто лень — писать не складные стихи. Однако они также обладают сложной структурой и определенными особенностями, требующими профессионализма и образованности.
Структура хокку
Хокку — это японская поэтическая форма, состоящая из различных элементов, которые вместе создают уникальное трехстишие. Такая поэзия обладает уникальной структурой, которую необходимо знать для правильно понимания стихотворной формы:
- Первая строка состоит из 5 слогов.
- Вторая строка — 7 слогов.
- Третья строка состоит из 5 слогов.
Раньше традиционные японские хокку печатались как одна строка, поэтому при переводе на русский язык они складывались в трехстрочный формат, который наиболее часто встречают читатели.
Обычно каждая строка должна вызывать свой собственный образ, способствуя глубокому восприятию целого стихотворения. Хотя поэзия должна следовать этому формату, хокку не обязательно рифмовать, что делает его простой формой выражения мыслей для молодых людей.
Предыстория хайку
Японский хайку — редкая вещь в мире поэзии: всемирно известная, всеобще любимая стихотворная форма, практикуемая как серьезными поэтами, так и школьниками. Его нынешняя популярность особенно невероятна, учитывая древнюю историю.
Хайку, несмотря на всю свою простоту, вырос из сложной японской поэзии под названием ренга. Это группа поэтов собирающихся под руководством мастера ренга или сосё. В одной сессии ренга поэты могли создать до 100 связанных строф, которые со временем изменялись и сформировали хокку, идентичный современному хайку.
Первоначально форма хайку была ограничена объективным описанием природы, указывающим на один из сезонов, вызывая определенный, хотя и неутвержденный, эмоциональный ответ.
Форма получила признание в начале периода Токугава, когда великий мастер Башо возвысил хайку в очень изысканное и сознательное искусство. Он начал писать в «новом стиле» поэзии в 1670-х годах, когда был в Эдо.
Хокку и иные трехстишия
Трехстишие — это форма поэзии с тремя строками. Они могут встречаться в виде однострочного стихотворение или стиха, встроенного в более крупное произведение.
У трехстишия может быть несколько схем рифмы или даже полное ее отсутствие, которое встречается в японской поэзии. Авторы часто пользуются такой формой лирики, благодаря нескольким факторам:
- Краткость.
- Наращивание эмоционального окраса.
- Возможность экспериментов с рифмой.
Встретить трехстишие не так просто, обычно такую форму использовали только в исторической поэзии, например Альфреда. Вместе с тем ярким примером простых стихов являются хокку и хайку.
Многие филологи классифицируют трехстишие на несколько категорий по их рифме, происхождению или структуре. По такому способу выделяется: сицилийский терцет, терцет Рима и прилагательный терцет.
Общее и частное в хокку
В общем хокку представляет из себя трёхстишие, с отсутствием рифмы. Направление в поэзии, покорившее весь мир и заставившее задуматься о смысле жизни многих.
В частности, этот феномен является чем-то более интересным. Сразу возникает множество вопросов. Чем было так заинтересовано общество, как может отсутствовать рифма в стихотворении.
Существуют показатели, которыми отличались эти стихи:
- Описываться могут простые жизненные и даже бытовые вещи.
- Нужно ощущать природу в максимальной близости при написании.
- Создание требует уединения.
- Следует описывать частичку себя в произведении.
- Простота языка — залог успеха.
- Оповещение о времени года является преимуществом.
Басё, великий поэт Японии объяснял отсутствие рифмы и различных художественных оборотов определенным образом. Он говорил о том, что хокку является пальцем, который указывает на небесное светило. Если на него надеть кольца и украшения, то люди перестанут смотреть на небо и обратят внимание на палец. Именно поэтому в этих стихотворениях должна присутствовать простота.
Что такое хайку и чем оно отличается?
В современном мире крайне сложно уловить разницу между представленными терминами. Многие даже считают, что они равносильны по своему значению.
Когда речь идет про хайку и хокку, разница может быть обозначена так:
- Основная часть современного хайку не описывает сезоны времен года, что было важно в хокку.
- Многие также больше не описывают природу и место человека в ней, что снова является неотъемлемой частью старого хокку.
- Часто современный хайку подчеркивает внутреннее состояние писателя, что избегали поэты в хокку.
Это основное в чем разница хокку и хайку. Однако их различие настолько не существенно, что большинство жителей запада сейчас рассматривает термины, как равнозначные друг другу.
Видео по теме статьи
История японских трехстиший в видеоролике ниже.
Заключение
Таким образом короткие трехстишия являются важной частью японской культуры и философии. Именно поэтому важно знать, чем хокку отличается от хайку. Первые больше привержены старым традициям, подчеркивают связь людей и природы. Вторые являются более современным вариантом.