Западники и славянофилы — два течения либерально-оппозиционных мировоззрений середины XIX века в Российской империи. Прежде чем выделить отличие славянофилов от западников, нужно определить, как развивалось философское мышление на русской земле.
Содержание
- Кратко об истоках появление славянофильской философской мысли
- Истоки появление западнической философской мысли
- Позиции западников и славянофилов
- В чем заключалось принципиальное различие позиций западников
- Сравнительная характеристика, суть спора, есть ли общие моменты
- Актуальность взглядов славянофилов и западников в современности
- Видео по теме статьи
- Заключение
Кратко об истоках появление славянофильской философской мысли
Современные историки в документальных источниках XV века обнаружили зачатки разногласий относительно религиозных ценностей.
Город Константинополь — столица Византийской империи, был захвачен османской армией, что повлекло ослабление авторитета патриарха местной церкви. Распространялась молва, что католические священнослужители предали нравственные каноны христианства. А значит, Московскому княжеству предстояло сохранить праведную церковь, сталь третьим Римом.
Для противостояния тлетворному влиянию католицизма Московскому патриархату предстояло, вступив в союз с царем, способствовать «собиранию русских земель». На этом была основана концепция «Святая Русь», заключавшаяся в богоизбранности русского народа.
Главные реформатором XVIII века выступил Петр I. Народу были не понятны петровские преобразования, грозившие разрушением привычного уклада жизни, верований и вековых устоев. У этих реформ было немало противников.
Общество по своим взглядам раскололось на поддерживающих происходящие изменения и тех, кто был против. Так образовались зачатки «славянофильской» и «западнической» мысли.
Истоки появление западнической философской мысли
Помимо петровских реформ, повлияло на формирование западнических мировоззрений появление декабристских организаций:
- «Союз спасения» (1816 — 1818);
- «Союз благоденствия» (1818 — 1821);
- Северного и Южное обществ (1821 — 1825).
В Россию с Европы пришли идеи ограничения власти царя, равенства прав, распространение образования. Подобные мысли звучали в трудах Дидро, Монтескье и других западных писателей-философов.
Позиции западников и славянофилов
Представители этих теорий были людьми образованными, благородного происхождения, много читавшие западную литературу, путешествовавшие по миру.
Они видели огромную разницу в жизни и мыслях людей на Западе и в Российской империи. Формироваться их взгляды стали в одно и то же время, в 30х — 50х годах XIX века. В размышлениях было сходство, но были и существенные различия.
В 1823 году, вскоре после победы над Наполеоном, в Москве складывается первый философский кружок. Людям, которые в него входили, было суждено великое будущее. Это аристократические юноши, которые учились в Московском университете, после учебы пошли служить в архив министерства иностранных дел.
Председателем был князь В. Ф. Одоевский. Участниками кружка были братья И. В. Киреевский и П. В.Киреевский, М. П. Погодин, А. И. Кошелев и другие.
Мысли просвещения, переведенные на русские рельсы, возродят русский народ. Философия понималась как осмысление Истины. Одоевский был предвестником славянофильства. Говорил о гибели Запада. Его изречения:
«Спасение должно прийти через новый народ с новыми силами»,
«XIX век принадлежит России».
Николай I в 1826 году выпустил Манифест, в котором осуждались либерально-демократические идеи, приходящие с Европы.
Манифест вызвал волну возмущения в аристократических кругах, и окончательно обусловил формирование славянофильства и западничества.
Что их объединяло?
Славянофилов объединяло с западниками негативное отношение к абсолютизму Николая I, признающему самобытными чертами русского народа — бездействия крестьянского мира, его набожность, безоговорочную веру в своего монарха.
Огромную роль в становлении прогрессивной мысли как славянофилов, так и западников сыграло увлечение русской интеллигенцией трудами Гегеля. На основе его трудов славянофилы и западники строили свои умозаключения.
Взгляды славянофилов были обращены в будущее, как и взгляды западников. Но опираться славянофилы предлагали не на пустое место, а на фундамент культуры, который был создан православным христианством. Они верили, что это истинная религия, которая сохранила достояние христианства. Протестантство и католичество считались извращенными неверными религиями.
Все необходимые изменения и те, и другие предлагали проводить мирным путем, путем реформ «сверху», что должно было отличаться от европейского революционного пути.
В чем заключалось принципиальное различие позиций западников
Западники отличались от славянофилов убеждением в единстве исторического процесса происходящего во всем мире. Их взгляды опирались на раскрепощение и свободу человеческой личности и мысли.
Однако гегелевскую идею славянофилы восприняли как движение истории, где разным культурам суждено занимать главенствующую роль. Русский народ, являясь наследником гегелевской философии, возвысится и будет играть ключевую роль в истории и культуре.
Оставив службу Чаадаев уехал в Европу. Слушал в Германии лекции, посещал Париж и Милан, общался с интеллектуалами. В это время во Франции устанавливается конституционная монархия, на этом настоял Александр I, победивший во французской войне.
Произведение «Философское письмо» П. Я. Чаадаева было опубликовано в 1836 году. Позже его станут называть «выстрелом в ночи».
Журнал закрыли, издателя сослали в ссылку. Сам же Чаадаев был раскритикован и признан сумасшедшим.
Это письмо стало примером отражения мысли западников. В нем Чаадаев дал нелестную оценку русскому народу, подчеркнул отсталость России. Русский человек, по его описанию:
- имеет ограниченное мышление;
- не способен мыслить и развиваться;
- привык следовать старым устоям;
- далекий от ценностей и идеалов Запада.
Другие западники, такие как К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, К. Д. Каверин, Б. Н. Чичерин, не отдавали религии столь важного значения, видели в российском пути развития общие черты с развитием Европы: развитие интеллектуального, социального и духовного суверенитета.
Западники считали необходимым предоставить возможность обществу действовать самостоятельно, для этого необходимо провести реформы, либерального характера, заключающиеся:
- в отмене крепостничества;
- снятии цензуры на печать;
- установлении неприкосновенности личности;
- образовании независимой судебной системы, а также органов земского самоуправления.
Сравнительная характеристика, суть спора, есть ли общие моменты
Характерным отличаем западников от славянофилов являлся обратный вектор славянофильской мысли.
- Европейская модель развития расценивалась как причина разрушения морали и бездуховности общества.
- Славянофильская теория провозглашала избавление русского народа от всяческого притеснения со стороны империи, его развитие в союзе с Церковью в виде «соборных» общностей.
Если западники считали, что реформы должны идти по пути французской революции, возможно к республике, к парламенту, к политическим свободам, то славянофилы полагали, что реформа тем успешнее, чем шире она опирается на предания, что прежде чем начать заниматься реформами нужно понять, в чем заключается достояние русского народа.
Западники стремились привнести в Россию черты западно-европейской либеральной мысли, понятия о гражданских правах и свободах, о конституции, о достоинстве человеческой личности.
Таблица 1 — В чем заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов
Критерий | Западники | Славянофилы |
Государственное устройство | Ограниченная парламентская монархия, демократические свободы. | Монархи в сочетании с совещательными народными представительствами, демократические права и свободы. |
Отношение к крепостничеству |
За отмену крепостного права путем реформ. |
|
Отношение к Петру I | Петр I — просветитель, спасший Россию. | Критиковали петровские реформы, из-за которых Россия потеряла свой путь. |
Отношение к влиянию Запада | Россия, хотя и отстает, но идет с Западом по общему пути. | У России свой путь, а путь развития Запада — революции. |
Одним из славянофилов был А. С. Хомяков — человек довольно образованный, владевший несколькими иностранными языками, который считал, что безусловно реформы нужны, но нельзя перекладывать опыт западного мира на русскую почву. Следовало продумать все и адаптировать под фундамент культуры, созданной восточным христианством.
Большой труд А. С. Хомякова «Семирамида» был написан как ответ на публикацию «Философического письма» Чаадаева. В этом труде Хомяков исследовал всемирную историю с антиевропоцентристских позиций.
Актуальность взглядов славянофилов и западников в современности
Спор славянофилов и западников стал мощным толчком в развитии интеллектуальной мысли. Два этих общественных начала пытались определить место России в этом мире.
Однако сложилось мнение, что западники были прогрессивным движением в Российской империи, в защите гражданских прав и свобод, в развитии личности.
Нередко славянофилов описывают как реакционеров, ставящих под сомнение правовое государство. Однако, в реальности, славянофилы смотрели вперед, стараясь отбирать и адаптировать лучшее из западных заимствований, отрицая излишнюю индивидуальность и меркантильность.
Видео по теме статьи
Какие идеи легли в основу славянофильства и западничества? Когда начинается полемика между этими направлениями общественной мысли? Подробнее об этом в видеоролике ниже.
Заключение
Несмотря на разницу во взглядах, представители этих двух философских течений хотели, чтобы Россия развивалась и становилась лучше. Они видели, что в стране не все в порядке, что монархия, в том виде, в котором существовала, тормозит развитие общества. У них были разные ценности и планы на будущее. Однако именно их спор, в конечном итоге, двигал российскую философскую мысль.