Смерть в 1193 году Саладина и последующее разделение его владений подтолкнуло папу Иннокентия III предпринять четвёртый крестовый поход, целью которого было освобождение святых мест. Однако он затрагивал коммерческие интересы Венецианской республики, получавшей огромные прибыли от торговли с Египтом.
Содержание
Крестовые походы — что это за мероприятия
Крестовые походы — военные экспедиции, проводившиеся христианской Европой в XI–XIII веках против мусульманской экспансии, за отвоевание Иерусалима и святых для христианства мест.
В контексте правовых норм (ius gentium) того времени «священные войны», вдохновленные и организованные папством, оправдывались юридическими аспектами «возврата» (recuperatio) Святой земли, «защиты» (tuitio) христиан и «расширения христианства» (dilatatio christianitatis).
Свое начало они берут в возродившемся христианском рвении в борьбе с неверными, как на Востоке, так и на Западе (в Испании).
Церковь, принявшая на себя моральную и дипломатическую ответственность за мероприятия, гарантировала отпущение грехов, защиту семей и имущества. Но помимо высоких целей, они мотивировались коммерческим интересом и носили характер завоевательных войн, инспирируемых феодальной знатью в поисках новых владений и доходов.
Истоки крестовых походов
Завоевание Палестины арабами (Иерусалим был взят в 638 году) почти не повлияло на паломничество. Фатимиды только взимали плату с путешественников по святым местам.
В 1009 году храм Гроба Господня был разрушен по приказу халифа Аль-Хакима Биамриллаха, которого называют «безумным халифом» и «Нероном ислама» в связи с его жестокими гонениями на христиан, евреев и мусульман-шиитов.
В 1027 году отношения между Византийской империей и фатимидскими халифами восстановились. Император Михаил IV Пафлагонский и халиф Аз-Захир Биллах заключили соглашение о восстановлении храма Гроба Господня и паломничество возобновилось.
Таким образом, в период арабского владычества христиане едва задумывались о том, чтобы восстановить контроль над святыми местами.
Ситуация серьезно изменилась после захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1071 году.
С паломников, посещающих святые места, в лучшем случае, взимали непомерные пошлины. Их похищали, продавали в рабство, подвергали пыткам и истребляли. Армия сельджуков оккупировала Палестину и продвигалась к Константинополю, дойдя почти до его стен.
Император Алексей I Комнин обратился за помощью к папе Урбану II. Папа понимал, что в случае падения столицы Восточной империи сельджуки придут в Европу.
Призыв папы к оружию
27 ноября 1095 года на Клермонском соборе, в ответ на мольбы византийского императора, Урбан II произнес торжественную речь, в которой увещевал всех христиан Европы отказаться от братоубийственных войн и обратить оружие против общего врага на Востоке.
Его выступление традиционной историографией обозначается как просьба, положившая начало вооруженной экспедиции в Святую землю, впоследствии названной «Первым крестовым походом».
Но еще до организации войск энтузиазм овладел массами во Франции и Германии и гнал беспорядочную толпу по всему Балканскому полуострову.
Это этап, известный в истории как крестьянский крестовый поход, закончился осадой Никеи, открывшей двери Малой Азии для армий крестоносцев.
Первый крестовый поход (1096–1099 гг.) привел к образованию феодальных государств в Малой земле и Палестине, просуществовавших до 1303 года. За ним последовало ещё семь других экспедиций в XII и XIII веках.
Помимо получения значительных преимуществ от деятельности по транспортировке войск и управлению запасами, морские республики имели торговые привилегии в Византийской империи и областях, отнятых у мусульман.
В этом контексте примечательно то, чем Четвертый крестовый поход отличался от остальных. В первой энциклике папы Иннокентием III от августа 1198 г. освобождение Иерусалима рассматривалось как необходимость. Но крестоносцы так и не прибыли на Святую Землю.
Особенности четвертого похода, чем отличается от других
Отличие Четвертого крестового похода в необычайном повороте событий от первоначального намерения. Он был инициирован папой Иннокентием III в августе 1198 года с целью отвоевания Иерусалима у Айюбидов.
Христианское командование составило план, согласно которому венецианский флот должен перевезти армию французских рыцарей в Египет. Завоевав страну и таким образом нейтрализовав центр власти Айюбидов, армия двинулась на Иерусалим.
Крестоносцы забыли, по-видимому, о своей клятве бороться за христианскую веру, беспощадно грабили храмы и монастыри, возбуждая озлобленное замечание очевидца, византийского историка Никиты Хониата о том, что даже сарацины были гуманнее тех, кто взвалил крест на свои плечи.
Он называет это преднамеренно спланированной агрессией и большую часть вины возлагает на венецианского дожа Энрико Дандоло, который, по мнению историка, затаил обиду за шаги Византии по ограничению венецианских торговых привилегий в Константинополе.
Краткое описание, дата проведения
Венецианцы никогда не были восторженными крестоносцами. Их интерес к первому крестовому походу 1096 года был несколько запоздалым и проявился, когда они осознали коммерческую прибыль, которую конкуренты Генуя и Пиза начали получать от государств крестоносцев, основанных на Святой Земле.
Когда армия крестоносцев летом 1201 года в полном составе собралась в порту Анконы, христианское командование поняло, что недостаточно денег, чтобы оплатить переброску войск в Святую Землю.
В Венецию прибыли послы французского феодала Жоффруа де Виллардуэна для заключения договора о переправе около тридцати тысяч венецианцев, четырнадцать тысяч пехотинцев, четыре тысячи рыцарей с их оруженосцами и лошадями.
Пакт был принят, но если для Триеста и Истрии было достаточно простой демонстрации силы, то для Задара потребовалась настоящая осада, закончившаяся резней мирного населения.
Несмотря на протесты папы против истребления христианского населения, Венеция продолжала использовать крестоносцев в своих целях. Вместо Египта они были переправлены в Константинополь, под предлогом сделать город базой для нападения на мусульман.
Крестоносцы прибыли к Константинополю 24 июня 1203 года. Они атаковали гарнизон в соседней Галате.
Император Алексий III Ангелос, застигнутый врасплох, бежал из города. Им удалось проникнуть в неприступный город благодаря предательству. Оказавшись внутри, они устроили страшную бойню.
Сокровища древней культуры, великие произведения искусства, сохранявшиеся в городе в неприкосновенности, в значительной степени были уничтожены, что нанесло огромный урон мировой цивилизации.
Основные участники и события
Крестовый поход должен был возглавить Тибальт Шампанский. Но он умер вскоре после возвращения делегации из Венеции. Его преемником, по предложению Жоффруа де Виллардуэна, стал Бонифаций I, маркиз Монферратский.
Таблица основных участников, среди которых в первую очередь — представители высшей французской знати, графы дома Блуа-Шампань и Фландрии.
Балдуин Фландрский (1172–1205) | избран императором при поддержке венецианцев, коронован16 мая 1204 года. |
Людовик де Блуа (1172–1205) | получил титул «герцога Никеи», но крестоносцам не удалось взять город, ставший столицей греческой империи. |
Гуго IV де Сен-Поль (1165–1205) | получил меч Констебля от нового императора, который также передал ему крепость Дидимотихон во Фракии. |
Возвращаясь в графство Монферрат, Бонифаций сделал остановку в Хагенау, при дворе своего двоюродного брата, короля Филиппа Швабского. Рождество они провели вместе, в компании неожиданного гостя, молодого византийского принца Алессио Анджело, брата супруги Филиппа Швабского, Ирины. Отец Алессио, император Исаака II был свергнут в результате государственного переворота в 1195 году. Алессио бежал из Константинополя в Италию в поисках помощи, чтобы восстановить отца на престоле.
Из Анконы он отправился в Германию, чтобы навестить сестру и ее мужа. Несомненно, встреча с Бонифацием, новым предводителем предстоящего крестового похода, натолкнула его на мысль воспользоваться экспедицией в Святую Землю, отведя ее на Константинополь. Он заверил Бонифация и Филиппа, что, если они сопроводят его в Константинополь, византийский народ примет его как освободителя от тирании узурпатора и законного наследника престола.
Филипп Швабский был бы рад вмешаться, но он находился в состоянии войны с Оттоном Брауншвейгским и не мог принять участие в крестовом походе, будучи отлученным папой от церкви.
Тогда не было составлено никакого подробного плана, но идея укоренилась в уме Бонифация. Алессио уехал в Рим, чтобы отстаивать дело своего отца перед папой.
Результаты Четвёртого крестового похода
Причины, по которым предупреждение папы было проигнорировано, и чем 4 крестовый поход отличался от остальных, остаются предметом бесконечных споров.
Свидетельства одного из лидеров похода и автора «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна, пикардийского рыцаря и хрониста Роберто ди Клари, византийского историка Никиты Хониат неизбежно тенденциозны.
- Роберто ди Клари описывает события как участник.
- Никита Хониат мало знал о планировании и руководстве крестовым походом, его история не может воссоздать объективную картину, учитывая, что ужасы этого мероприятия ему пришлось испытать на собственной шкуре.
- Жоффруа де Виллардуэн — единственный, кто был посвящен во многие детали, но он не сообщает в своем повествовании обо всем.
Кроме того, сохранились акты и переписка папы Иннокентия III. Папа делал все возможное, что сохранить контроль над предприятием, но очевидно то, что его часто дезинформировали о решениях, принимаемых на местах.
На руинах Византийской империи была основана Латинская империя, имевшая юрисдикцию над Фракией и частью Греции.
Бывшие византийские сановники, избежавшие резни, восстановили свою империю в Малой Азии, избрав город Никею столицей, а на побережье Албании образовали Эпирскую деспотию.
В 1261 году, воспользовавшись неприязнью населения к завоевателям, им удалось вернуться в Константинополь и номинально воссоздать Византийскую империю.
Это была, конечно, тень древней византийской власти. Четвертый крестовый поход фактически нанес ей смертельный удар. Последствия его оказались крайне серьезными для всего Запада. Ослабление того, что веками было бастионом, защищавшим Европу от нашествий с Востока, позволило Османской империи расшириться не только в Малой Азии, но также на Балканском полуострове и в Центральной Европе.
Видео по теме статьи
В видеоролике ниже автор кратко рассказывает об основных событиях Четвёртого Крестового Похода.
Заключение
С самого начала своего понтификата папа Иннокентий III стремился начать новый крестовый поход. Но он полностью вышел из-под контроля папства. Впоследствии папа в значительной степени потерял политическую власть в пользу европейских монархов и императора Священной Римской империи. Последовавшие крестовые походы инициировались светскими монархами. Венецианская республика, усилившаяся за счет разрушенной Византийской империи, в конечном счете, пострадала от экспансии турок-османов.