Произведения художественной литературы принято делить по различным жанрам, разница между которыми порой чрезвычайно размыта. Например, не каждый обыватель сразу скажет, чем отличается сказка от рассказа, какие сходства между ними. В статье ниже подробно об этом.
Содержание
Что такое рассказ?
Рассказ — по содержанию и форме идентичен новелле, относится к малой повествовательной прозе. Письменные рассказы появились на основе фольклорных устных пересказываний и легенд. Характеризуются описанием одного эпизода / проблемы, ограниченным кругом действующих лиц и 1–2 сюжетными линиями.
Традиционная структура любого рассказа:
- Завязка (введение) — знакомство с героями, описание места, начало событий.
- Событийная часть. Герои действуют, общаются, меняют дислокацию.
- Кульминация — дальнейшее развитие, нагнетание до крайней точки с последующим финалом (развязкой).
До середины позапрошлого XIX века рассказы не выделяли как самостоятельный жанр, крупные произведения считались романами, небольшие — повестями.
Затем появилось мнение, что рассказ включает описание лишь периода жизни героя с неторопливым развитием сюжета. В повести наоборот, охватывается длительный временной промежуток. Есть различие и в размере — встречаются повести на 1–2 тома, когда рассказы гораздо короче.
Что такое сказка?
Если говорить про такие жанры как сказка и рассказ, отличия можно увидеть в характеристике терминов.
Сказка — вид литературного / фольклорного жанра. Зачастую описывает события прошлого (эпос), сюжет бытовой, волшебный или героический, где вымышленность событий и способности действующих лиц понятны читателю сразу.
Большинство сказок — прозаические. Впервые термин был зафиксирован в письменных источниках XVII века, современное значение обрел позднее, к XIX веку. Раньше такие произведения считались баснями.
По принадлежности сказки бывают:
- фольклорные;
- литературные.
Литературные сказки — произведения определенного авторства, не распространяются в народе как устный фольклор, пока не будут опубликованы. Бывают поучительными или содержат рассказ в качестве народного сказания.
Фольклорные — устное или письменное народное творчество. Нужно различать сказку и «достоверное» повествование как легенды, мифы или предания.
Признаки фольклорной сказки:
- анонимность (невозможно выявить автора);
- коллективность;
- устное изложение.
Присутствие «формул», используемых сначала, в середине произведения и конце как «жили — были», «в далекие времена». События разворачиваются в похожих местах, а персонажей характеризуют просто — «красна девица» или «добрый молодец».
Чем похожи?
Между жанрами есть определенное сходство — оба являются прозаичным изложением выдуманного сюжета, манера описания, есть герои первого плана и второго, захватывающий сюжет с развязкой.
Другие признаки:
- небольшой объем;
- животные внешне описаны одинаково;
- сюжет строится на основе поступков или захватывающих приключений героев;
- рассказы могут быть выдуманными, как и сказки.
Если история о зверях, то главными героями в ней будут животные.
Животных могут наделить ключевыми качествами, присущими личности. Например, заяц — трусливый, лиса — хитрая, медведь — сильный, но великодушный, волк — глупый и жадный.
Рассказ часто более приближен к реальности. Однако центральная роль остается за героями. Описывается место действия, сами персонажи и происходящее вокруг, действия героев.
У обоих представителей своих жанров есть герои, определенный сюжет, структура: «начало (завязка) — кульминация — финал».
По жанру также есть сходство, бывают рассказы и сказки юмористические, поучительные, страшные, описывающие приключения или посвященные больше изложению происходящего в древние времена.
В чем отличие?
Понять, чем сказка отличается от рассказа для начальной школы или общего развития, поможет сравнительная таблица.
Рассказ | Сказка |
Основа сюжета — короткий эпизод, одно событие из жизни героя, повлиявшее на него. | Описаны приключения от начала пути и до конца, сложно выделить одно ключевое событие. |
Герои приближены к реальности. Простые люди или животные, ведущие себя естественно. | Вымышленные персонажи, обладающие сверхспособностями или «очеловеченные» животные. |
Имеется образ рассказчика, зачастую несложно определить автора. | Отсутствует образ автора, порой невозможно понять, кто он. |
Есть четкое различие групп персонажей по стороне, понятно кто добрый, а кто злодей. | Определить принадлежность действующих лиц порой невозможно, нет границ. |
Наличие реальной основы. | Нет реальной основы. |
Опирается на предания, пытается объяснить произошедшее на самом деле или приближено к настоящему. | Описывает вымышленные события — в придуманной стране / месте с не существующими персонажами. |
Используются реальные географические названия (или намеки на них) для описания места действия. | Нет определенности в месте действия, порой указано лишь: «В некоем царстве». |
Финал бывает неоднозначным, часто трагический или неясный. | Зачастую счастливый финал, где зло побеждено добром, а герои счастливы. |
Стилизованная манера, один рассказчик, четкие факты. | Бывают в прозе или устном стихотворении, с автором и без. |
Не всегда содержат мораль, порой поучительным будет весь рассказ, поведение героя или такой цели нет, лишь пересказать произошедшие события. | Могут содержать мораль, полезную для понимания дошкольников и учеников младших классов. Как поступать правильно, а что будет неверным и к каким последствиям приводит. |
Примеры
Наглядные примеры помогут разобраться, чем отличается сказ от рассказа, если вспомнить сюжет.
«Золотой ключик» — в центре повествования деревянный мальчик Буратино, доверившийся мошенникам Лисе Алисе и коту Базилио, обещавшим ему легкие деньги. В итоге Буратино смог найти спрятанный за холстом папы Карло тайник и помог друзьям открыть собственный театр кукол, без злобного Карабаса-Барабаса.
«Приключения Синдбада» — описывают увлекательные будни знаменитого путешественника, с кем он встречается и что переживает, посещая разные страны.
«Гадкий утенок» — отличный пример того, как невзрачный на вид персонаж со временем превращается в прекрасное существо, сохранив чистоту души. А окружающие, судящие его лишь по внешности, вынуждены изменить свое мнение.
«Калиф аист» — учит быть терпеливым и милосердным, усмирять гордыню. Иначе какая-нибудь колдунья превратит калифа в аиста.
«Русалочка» — детям известна «официальная» версия сказки, где в финале Русалочка выходит за принца замуж и становится человеком. Оригинальный сюжет различается от нее — маленькая Русалочка, действительно полюбив принца, заключила с ведьмой договор и обрела ноги, отдав свой голос взамен. Однако принц считал ее лишь другом, женился на другой, и девушка умерла, превратившись в пену морскую. Сестры, отдав свои волосы, получили от ведьмы кинжал, они просили Русалочку убить спящего принца взамен на возвращение прежней жизни под водой. Но девушка отказалась.
«Три поросенка» — наглядно показывает разницу между тремя братьями. Один легкомысленный, второй «середняк», а третий подходит к делу основательно. Зато они дружны и помогают друг другу, когда за поросятами начинает охотиться голодный волк.
Рассказ Куприна о чудесном докторе, кто помог бедной семье в Святки. Вылечил девочку и накормил детей.
О хмуром и нелюдимом леснике, которого соотечественники убили в лесу.
Герои Зощенко в этом сборнике — простые советские люди, неграмотные, вчерашние крестьяне, вынужденные приспосабливаться к новой реальности.
Видео по теме
В видео ниже можно увидеть все о сказках как о жанре.
Заключение
На примерах заметен главный признак, по которому легко различать два жанра: в сказках события и герои вымышленные, там нет конкретных деталей или временных рамок. Рассказы, в большинстве своем, основываются на реальных событиях, автор вправе придумывать героев, но делает их максимально настоящими, часто срисовывая со своих знакомых, друзей или себя самого. Делает уточнение о месте действия и времени. Поэтому нет четкого деления на плохих и хороших, все как в жизни.
Итог повествования в сказке ясен, герои обрели счастье, затем жили вместе долго. Рассказ не столь однозначен. Порой авторы «обрубают» на полуслове, давая читателю возможность самому додумать финал, предугадывая дальнейшие действия персонажей. Или описывают широкими мазками одну сцену из жизни действующих лиц, не обозначая ни начало ни последующие события. Словно освещает одну комнату в доме, оставляя другие помещения темными.