«Он не отличит Моне от Моне!» — так говорят о человеке, который не разбирается в живописи. Как в любой шутке, здесь есть доля правды: люди, плохо знакомые с искусством, действительно могут перепутать творчество этих художников. Они не только жили и работали в одной стране, в одно время и имели похожие фамилии. Обоих часто называют основателями одного и того же художественного направления — импрессионизма. Однако при более близком знакомстве становится ясно: между Моне и Мане отличия есть, каждый из них имел собственный узнаваемый стиль, благодаря чему и получил признание.

Рисунок в стиле импрессионизма

Большая разница: как отличить Мане от Моне

Истоки различий стоит искать в биографии творцов — слишком непохожими были их судьбы.

Клод Моне родился осенью 1840 в небогатой семье бакалейщика и провел детские годы в Нормандии. В школе он учился неважно, предпочитая рисовать карикатуры на преподавателей. В этом он настолько преуспел, что уже в 15 прославился на весь город и начал брать заказы.

Вскоре Клод познакомился с уже состоявшимся художником Эженом Буденом, который снискал популярность благодаря своим морским пейзажам. Его работы казались Моне скучными, однако летние плэнеры с Буденом научили начинающего творца особому видению красоты окружающей природы. Приобретенные тем летом знания он не раз использует в зрелый период творчества, а дружбу с учителем сохранит на долгие годы.

Моне

После этого была поездка в Париж, новые знакомства на Монмартре вместо лекций в Школе изящных искусств, служба в армии, встреча с Яном Йонгкиндом, не слишком продуктивный семестр в университете и наконец поступление в студию Шарля Глейра, где Моне нашел единомышленников.

В 1872 году он принял участие в выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и гравёров» — такое громоздкое название они придумали для своего творческого объединения. Клод представил картину «Впечатление. Восходящее солнце». Художник написал ее по время путешествия в родной приморский город.

Изображение туманного ноябрьского утра в порту оказалось менее холодным, чем отзывы критиков. Те презрительно назвали необычный стиль впечатленчеством — impressionnisme.

Сами не зная, они придумали имя целому направлению, которое ожидает большое будущее. А Клод Моне продолжит совершенствоваться, став одним из ведущих импрессионистов.

Впечатление

Эдуарда Мане с детства ожидала совсем иная судьба. Он родился в 1832 году в респектабельном столичном районе. Его отец возглавлял департамент Министерства юстиции, а мать была дочерью дипломата. Мальчика прочили в юристы и отдавали на обучение в престижные пансионы, но тщетно. Только одно занимало его — рисование.

Когда Эдуард признался, что хочет стать художником, семья восприняла эту новость в штыки. Увлечение поддержал только дядя, который оплатил племяннику курс лекций по живописи. Правда, Мане вместо академических натюрмортов больше нравилось рисовать портреты товарищей.

В 15 лет юноша попал на судно, отправлявшееся в Бразилию. Из путешествия он привез с собой огромное количество впечатлений, набросков и этюдов. Отец, видя его рвение, сдался и снабдил средствами для дальнейшего обучения искусству.

Эдуард менял студии, искал свой стиль, вдохновляясь творчеством великих голландцев и эпохи итальянского Возрождения и не оставляя попыток получить признание критиков. Он мечтал увидеть свои картины в престижном Парижском салоне и в течение следующих лет выставлялся с переменным успехом, пока не наделали шуму две его работы — «Олимпия» и «Завтрак на траве».

В один год вместе со скандальной «Олимпией» на суд жюри был представлен пейзаж Моне «Устье Сены в Онфлере».

Уже тогда с фамилиями авторов картин случилась путаница. В конце концов картину Моне приняли, а Мане отказали, обвинив в пошлости. Последний пришел в негодование, а свои работы с тех пор стал подписывать инициалами «ЕМ».

Мане

Цвет, свет и объём

Для тех, кто только учится различать двух отцов импрессионизма, самым простым способом является сравнение по четырем характеристикам: сюжету, цвету, свету и объему.

Сюжет

Когда говорят об различиях Мане и Моне, прежде всего, обращают внимание на сюжет.

Первый еще со времен учебы помещал в центр своих произведений человека. Ему нравилось фиксировать простые моменты повседневности, придавая им особое настроение: ожидание поезда, выдувание мыльных пузырей или посещение кафе. Мане был весьма наблюдателен, каждый персонаж на его полотнах имеет индивидуальность.

Моне же предпочитал писать пейзажи. Портреты ему тоже удавались и в начале карьеры помогли добиться некоторой известности среди критиков, однако этот жанр не давал ему такой же свободы творчества.

Клод был очарован красотой природы, писал широкие планы, а людей словно не замечал. В лучшем случае они дополняли композицию в виде небольших опорных фигур.
Поезд

Цвет

Другим ключевым моментом в разнице между работами двух французов является манера живописи и цвет.

Стиль Моне — легкая дымка, выполненная небольшими мазками, которые на близком расстоянии кажутся беспорядочными. Из них, словно из мозаики, рождаются картины, полные воздуха и света. Он редко использовал яркие и темные цвета.

Как многие импрессионисты, художник был убежден: в природе просто не существует чистого черного, все тени нужно писать с помощью оттенков, отдавая главную роль свету.

Клод утверждал, что каждая секунда солнца уникальна. Многие его работы легко отличить по обилию пастельных тонов.

Для Мане же характерна более реалистичная манера, яркие краски и резкие контрасты. Многие исследователи искусства считают, что стремление к сочным цветам он сохранил еще с памятного путешествия в Бразилию и пронес это впечатление через всю жизнь.

Олимпия

Объем

Уже в первых работах, выставленных на отбор в Салоне, Эдуард демонстрировал особое видение перспективы. На многих его картинах она искажена или будто совершенно отсутствует.

То же происходит и с объемом — мягкие, приглушенные переходы отсутствуют, а тени сокращены до минимума, что резко противоречило тогдашним канонам академизма. Однако именно такой трюк позволял передать атмосферу уютной камерности или резкой ирреальности происходящего.

Пейзажи Моне — полная противоположность. Особая техника позволяла максимально насытить полотно воздухом и создать иллюзию большего объема.

Пейзаж

Индивидуальный стиль мастера

Для тех, кто поднаторел в искусстве отличать Мане и Моне, можно усложнить задачу. Среди внушительного творческого наследия этих художников есть картины, которые сюжетно перекликаются и даже… имеют одинаковое название.

«Большой канал в Венеции»

Канал Мане
Канал Моне

Оба француза побывали в Венеции, но каждый взглянул на нее по-своему. Здесь различия очевидны.

В центре работы Мане — знаменитая гондола с лодочником, пусть и слегка схематично прописанным. Дома на фоне плотно обступили канал, создавая ощущение большого шумного города.

Венеция Моне абсолютно безлюдна, словно ранним утром, наполнена светом, воздухом и простором.

«Завтрак на траве»

Завтрак Мане
Завтрак Моне

Это полотно сделало имя Мане известным — правда, не так, как ему хотелось бы. Критиков возмутила обнаженная натура, а искаженная перспектива нарушала привычные рамки академизма. В ней можно найти все типичные признаки работ этого художника: темная насыщенная палитра, контрастность, прорисованные персонажи.

Новости о нашумевшей картине не обошли Моне. Он решил написать похожий сюжет, но уже в своей манере. Его «Завтрак» был монументальным и чинным. Лица героев сложнее различить, а раскидистые березы затмевают роскошными кронами туалеты расположившихся под ними дам.

«Улица Монье с флагами» и «Рю Монтогерей в Париже»

Монье
Монтегерей

Эти два полотна — случай, когда два творца запечатлели один и тот же исторический день. Франция праздновала день республики, вывесив на городских улицах флаги.

Разница здесь заключается не только в манере живописи, но и в настроении.

Моне запечатлел многолюдный фестиваль, безликую толпу, заполнившую все уголки.

На картине Мане уже все стихло — на переднем плане только одноногий солдат плетется на полупустынной дороге, напоминая о недавней проигранной войне.

Как появились знаменитые кувшинки и водяные лилии

Одной из самых известных работ Клода Моне является картина «Кувшинки». Строго говоря, эти изящные цветы он написал 250 раз.

Кувшинки

В 1883 году он купил дом в Живерни и провел там последние 30 лет своей жизни в единении с природой. Художник создал чудесный сад и пруд в японском стиле, своими руками засадив его водяными лилиями различных сортов.

С этих пор сюжет тихой водной глади и нежных растений на ней становится основной темой его творчества. Сложно выделить ведущую работу цикла — они все по-своем прекрасны. Однако для многих визитной карточкой Моне стали «Кувшинки» и «Водяные лилии», написанные в период 1914-1917 годов.

Водяные лилии

К этому времени пожилой Моне перенес операцию по восстановлению зрения после катаракты. Хрусталик заменили, однако теперь цветовосприятие художника отличалось от остальных людей. Рисуя кувшинки, он видел их не белыми, а голубоватыми.

Видео по теме статьи

Как отличить Моне от Мане? Подробнее об этом в видеоролике ниже.

Заключение

Отличия в творчестве Клода Моне и Эдуард Мане очевидны для тех, кто хотя бы отчасти знаком с их творческой судьбой. Но обоих импрессионистов объединяет то, что они не просто создавали искусство, а поменяли представление окружающих о том, каким может быть настоящий шедевр.