Существует группа музыкальных инструментов, которых объединяет один общий признак — все они относятся к семейству струнно-смычковые, звук из которых извлекается посредством проведения смычком по натянутым струнам. Самые популярные среди них: контрабас, виолончель, альт, скрипка.

Наглядное представление о смычковых инструментах

Виолончель, контрабас, альт и скрипка — что это за музыкальные инструменты

Следует разобраться с каждым инструментом по отдельности. Тогда можно будет оценить все разнообразие и понять в чем разница.

Виолончель

Это струнно-смычковый музыкальный инструмент, по своему звучанию приближенный к тембру человеческого голоса. Широко используется в симфоническом оркестре, нередко участвует в сольных партиях, так как обладает сочным и ярким звучанием, которое придает произведениям нотки лирического настроения и даже печали, тоски, трагичность момента.

Особая роль виолончели отводится в произведениях Л. В. Бетховена, а сюиты И. С. Баха показали весь ее потенциал и дали выйти на большую сцену.

Контрабас

Это четырехструнный смычковый инструмент, высота которого достигает 2-х метров с учетом нижнего шпиля. Является самым большим и узнаваемым по звучанию среди семейства «виол».

Первые упоминания инструмента появились в 1566 году, однако низкоголосый великан на протяжении долгого периода времени претерпевал изменения в количестве струн и даже в своей форме.

Данный великан обладает густым, бархатистым и низким тембром, который нередко очаровывает зрителей и украшает своим звучанием камерные ансамбли и даже джаз.

Мелодии контрабаса можно встретить в произведениях Н. А. Римского-Корсакова и Н. Паганини.

Отличие контрабаса от виолончели

Альт

Непосвященный зритель легко может спутать альт со скрипкой, ведь внешне данные инструменты весьма схожи. Однако различия все же имеются. Альт — струнно-смычковый музыкальный инструмент, имеющий четыре струны и такое же устройство, что и скрипка, но немного большего размера и имеющий более низкое звучание.

В качестве сольного инструмента используется довольно редко. Тембр альта имеет несколько гнусавый оттенок, особенно в более низком регистре.

Альтистами становятся в основном взрослые скрипачи, имеющие крупное телосложение и большие руки. Однако в мире известны случаи, когда музыканты владели техникой игры как на скрипке, так и на альте. Такими мастерами были Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Отличие скрипки от альта

Скрипка

Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра, самый популярный среди скрипичного семейства. Является главным инструментом классической музыки и составляет основу симфонического оркестра во многих произведениях.

Свой изящный облик скрипка получила в Италии, когда мастер Гаспаро де Сало, поднял мастерство изготовления скрипок на совершенно новый уровень, превратив ее из простонародного инструмента в изысканную версию современного произведения искусства.

Фирменным отличием скрипки служит завиток, он говорит о вкусе и мастерстве ее создателя, а его прообразом изначально служила женская ступня в туфельке. Некоторые мастера изготавливали завиток в форме головы льва.

Практически все гениальные композиторы не обошли скрипку своим вниманием. Концерты для певчего инструмента сочинили Моцарт, Вивальди, Чайковский и многие другие.

Некоторые скрипки стоят очень дорого

Чем отличаются между собой музыкальные инструменты?

Теперь следует поговорить о том, какие различия между всеми этими инструментами.

Чем отличается альт от скрипки?

Скрипка является самым популярным музыкальным инструментом, который используется как в оркестрах, так и в классической и современной музыке. Ее изящный и проникновенный звук становится основой любого произведения, в котором она встречается. В симфоническом оркестре скрипка занимает практически треть от основного состава.

Альт и скрипка очень похожи, но отличие все же есть и во внешнем виде, и в звучании. Их объединяет схожее строение:

  • гриф,
  • корпус,
  • четыре струны.

Однако альт имеет размеры несколько больше, чем скрипка и это сказывается на его звучании в пользу более низкого и гнусавого тембра. Корпус его может доходить до 445 мм, гриф также длиннее, чем у скрипки.

Отличие альта от скрипки можно также увидеть на примере смычков обоих инструментов: у первого присутствуют закругленные углы и смычок более увесист, в отличие от смычка скрипки.

Многие музыканты уверены, что, освоив скрипку, они с легкостью могут перейти на игру на альте, но это заблуждение. Данному инструменту необходимы свои навыки игры и постоянная практика.

Игра на виолончели

Чем отличается виолончель от альта?

Если говорить про альт и виолончель, отличия здесь еще более заметны. В сравнении со скрипкой и альтом, на которые внешне похожа виолончель, ее держат не в руках, а ставят вертикально на специальную опору. Это необходимо для того, чтобы удержать более увесистый инструмент.

Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Техника игры на альте и виолончели включает в себя в основном те же приёмы, что и техника исполнения на скрипке, с учётом ограничений, которые накладывают размеры инструментов.

Левая рука скрипача и альтиста прижимает струны к грифу и поддерживает инструмент, в то время как виолончель и контрабас в поддержке не нуждаются, за счет наличия собственной опоры.

Игра на контрабасе

Чем отличается контрабас от виолончели?

Когда речь идет про виолончель и контрабас, отличия найти трудно: почти одинаковая форма, равное количество струн.

Тем не менее, это два самостоятельных инструмента, которые различаются по конструкции, размерам, приемам игры.

Контрабас широко используется в любом оркестре или ансамбле, несмотря на свои внушительные размеры (около 2-х метров в высоту и весом около 10-15 кг).

На контрабасе играют, как правило, стоя, либо сидя на высоком табурете, используя смычковую либо щипковую технику. Из-за своих внушительных размеров и положения смычка на весу, исполнение сложных и быстрых пассажей весьма ограничено.

В основном контрабас применяют в симфоническом оркестре, камерных ансамблях или даже в джазе, где необходимо звучание особо низких басов, с которыми не справляются остальные инструменты.

Данный великан обладает сочным и низким тембром, однако его басы не распространяются на далёкие расстояния. Именно поэтому очень сложно услышать сольную партию контрабаса. Для таких выступлений используют редкие и старинные музыкальные инструменты, имеющие бархатное и более мягкое звучание.

Из основных отличий между двумя инструментами можно выделить следующие:

  • виолончель обладает размерами немного меньше контрабаса;
  • на виолончели играют сидя, на контрабасе — стоя;
  • у контрабаса звучание ниже, чем у виолончели;
  • на виолончели играют только смычком, а на контрабасе и смычком, и пальцами.
Струнный ансамбль

Разница во внешнем виде и звучании

Внешне виолончель напоминает скрипку или альт, только гораздо более внушительных размеров (высотой чуть больше 1 метра и весом около 3-4 кг), с длинным шпилем, упирающимся в пол. Музыканты играют сидя, помещая конструкцию между ногами и чуть под наклоном. Шпиль помогает удерживать инструмент в правильной позиции.

Диапазон игры инструмента охватывает до 5 октав, с «до» большой октавы, оканчивая «ми» третьей октавы.

Виолончель — невероятно выразительный инструмент, а ее мелодии очень тонко подчеркивают весь спектр человеческих эмоций и переживаний.

Она поражает воображение своим проникновенным и завораживающим глубинным звуком. Каждая струна имеет собственное неповторимое звучание, низкие мелодии часто сравнивают с мужским тембром, в то время как высокие походят на нежный женский альт.

Контрабас и виолончель весьма схожи, в чем же разница между этими двумя инструментами? Контрабас занимает промежуточное место между двумя группами инструментов — виольной и скрипичной. От первого у него сохранились плоская задняя дека и округлые переходы корпуса. Со скрипкой контрабас роднит отсутствие ладов, более узкие шейка и гриф, однако низкоголосый великан больше скрипки в 3,5 раза, больше виолончели в 1,5.

Любой человек, не имеющий музыкального образования легко сможет отличить, чем звук контрабаса отличается от звуков скрипки. Глуховатый немного приглушенный тембр струнного великана сложно спутать с высокой музыкальностью певчей скрипки. Контрабас имеет всего 4 октавы звучания в своем арсенале, однако даже этот диапазон могут достигать только виртуозные музыканты.

Каждому инструменту свое место

Стоить отметить, что главной особенностью контрабаса является то, что он настраивается по квартам, а не по квинтам, как другие скрипичные инструменты.

Несмотря на все свои нюансы, низкоголосый великан был и остается самым ярким представителем басовых струнных инструментов. Его звучание считается основой или фундаментом, на котором строится нить всего музыкального произведения.

Наиболее часто используемый диапазон игры альта начинается с «до» малой октавы, оканчивая «ми» третьей октавы. Данный инструмент используется в симфонических оркестрах, струнных квартетах, камерных ансамблях и редко выступают в качестве сольного исполнителя.

Приемы игры на альте те же что и на скрипке, однако звучание данного инструмента менее яркое. Такой эффект возникает из-за того, что размеры инструмента не соответствуют его строю.

Скрипка считается самым маленьким струнным инструментом по размеру и высоким по тесситуре, в скрипичном семействе.

Важно понимать, чем же музыкально отличается звук скрипки от своих собратьев: альта, виолончели и контрабаса. Диапазон скрипки, пожалуй, самый большой и превышает четыре октавы. Начиная от «Соль» малой октавы, заканчивая «Ми» второй октавы.

Она отлично гармонирует с духовыми инструментами, фортепьяно и остальными струнными. В симфоническом оркестре скрипки делят на 2 группы, одна играет верхний голос, другие аккомпанируют, либо играют низкий.

В различных описаниях выразительный и чарующий тембр скрипки сравнивают с человеческим голосом. Звучание скрипки во многом определяется качеством инструмента. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны, но в некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.

Видео по теме статьи

Виолончель и контрабас в видеообзоре ниже.

Заключение

Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения. Многогранность музыкальных возможностей струнно-смычковой группы обеспечивает прекрасное неповторимое звучание как в сольном исполнении каждого представителя, так и совместно в различных ансамблях.