В повседневной речи нередко приходится слышать выражения вроде: «Какая трагедия!» или «Это настоящая драма!» Употребляя их, люди порой не делают различия между этими понятиями. Между тем, они перешли в обиход из сферы литературоведения, и для того, чтобы правильно их использовать, стоит разобраться, чем отличается драма от трагедии.

Театральные маски

Драма и трагедия — что это за жанры в искусстве

Понятие «драма» имеет два значения. Первое — род искусства, второе — литературный жанр.

Род в искусствоведении выражает общий способ подачи смысла в художественном произведении. Различают три рода искусства:

  • драма;
  • лирика;
  • эпос (некоторые исследователи выделяют также лироэпику).
В эпосе, как правило, представлено объективное описание автора со стороны, в лирике, напротив, показывается внутренний мир героя, а драма представляет собой взаимодействие персонажа и внешних обстоятельств.

Говоря о драме как о роде искусства, нередко заменяют «драма» на синоним «пьеса». Здесь автор в тексте специально не описывает личностные качества персонажей, а показывает их в действии. Пьесы (драмы) делятся, в свою очередь, на три жанра:

  • собственно драма;
  • трагедия;
  • комедия.

Если комедию несложно отличить от первых двух жанров, то, чтобы дифференцировать трагедию от драмы, необходимо знать их главные признаки.

Чем отличаются друг от друга в литературе

Несмотря на то, что и трагические, и драматические произведения имеют глубокий философский подтекст, описывают внутреннюю борьбу героев, вскрывают скрытые общественные противоречия, все же у каждого жанра существует ряд особенностей.

Пожалуй, главным отличительным признаком трагедии является масштаб личности главного персонажа и, как следствие, глубина и напряженность сюжета.
Сцена из трагедии по пьесе А. Пушкина «Борис Годунов»

Герой трагедии, обуреваемый нешуточными страстями, не боится вступить в противоречие с обществом, порой он противостоит целому миру. Этот персонаж оказывается в независящих от него жизненных обстоятельствах, которые побуждают сделать трудный нравственный выбор. Такие серьезные столкновения обычно заканчиваются его гибелью.

В драме — психологической, социальной или бытовой — герой нередко запутывается в собственных мотивах и обстоятельствах жизни, часто сам усложняет их. Нередко его может охватить страстный порыв, и он способен бросить вызов окружающему, нарушить закостеневшие устои.

В итоге герой, как правило, остается жив, а финал драмы далеко не всегда очевиден, и зритель может «достроить» его сам.

С древнегреческого языка слово «трагедия» переводится как «пение козлов (козлоногих сатиров)» (τράγος, «козёл» + ᾠδή, «пение»). Термин «драма» (δρᾶμα) означает «действие».
Сцена из драмы по пьесе А.Чехова «Три сестры»

В исторической ретроспективе «возраст» трагедии намного превышает драму. Несмотря на то, что во времена Аристотеля (384–322 гг. до Р.Х.) «пение сатиров» имело шутливую окраску, уже к эпохе Эсхила (525–456 до Р.Х.) и Софокла (496–406 гг. до Р.Х.) произведения этого жанра выявляют глубокие внутренние конфликты, существовавшие в античности.

Эти произведения воспевали не только выдающихся людей, но и героев мифов и легенд.

Античный театр

Новый виток в развитии трагедии приходится на эпоху заката Возрождения, а главным автором этого периода считается У. Шекспир (1564–1616 гг.). К 18— 19 векам нешуточный «шекспировский» накал страстей несколько ослабевает. В это время фокус трагизма смещается во внутренний мир героев. Таковы пьесы А. Пушкина (1799–1837 гг.), Д. Байрона (1788–1824 гг.), М. Лермонтова (1814–1841 гг.), В. Гюго (1802–1885 гг.), А. Островского (1823–1886 гг.) и др.

В 18 веке на европейских театральных подмостках драма заметно потеснила трагедию. Исследователи связывает первый этап оформления нового жанра с именами П. Бомарше (1732–1799 гг.), Д. Дидро (1713–1784 гг.), ранних произведений Ф. Шиллера (1759–1805 гг.) и др.

Жанр драмы и трагедии: сравнительная таблица

Увидеть отличая поможет таблица ниже.

Отличия Драма Трагедия
Характерные особенности жанра Акцент на личностных противоречиях конкретных персонажей. Активная борьба страстей и сильных характеров.
Исторические сведения Драма сформировалась к середине XVIII века, пережила расцвет в середине XIX века. Трагедия зародилась в античности во время обрядовых мистерий, связанных с Дионисом.
Сюжет
— основа столкновение личности с миром конфликт героя с частью общества или с ближайшим окружением
— особенности конфликта не является непреодолимым для героя онтологически неразрешим для главного героя
— итог обычно отсутствие катастрофического итога как правило, смерть одного или нескольких героев
Особенности личности главного героя Как правило, главный герой обладает мятущимся, сомневающимся характером, чужд бурных страстей. Сильная цельная личность, в которой явственно преобладают положительные нравственные качества.

Особенности совмещения, трагикомедия

Жанры в литературе нельзя назвать застывшими явлениями. Со временем они претерпевают заметные изменения, приобретая или утрачивая те, или иные черты, а порой заимствуя их друг у друга.

Пример такого взаимодействия — трагикомедия, в которой смешиваются смешные и печальные черты. В произведениях этого жанра автор обычно пытается донести до зрителя относительность установившихся понятий, представляя одно и то же явление или событие как в трагическом, так и в комическом свете.

Первые упоминания о трагикомедиях, как и о трагедиях, относятся к античности. В V веке до Р. Х. были знамениты пьесы Еврипида («Ион», «Киклоп» и др.). В западноевропейском искусстве появление трагикомедии обычно связывают с именами двух английских драматургов, работавших совместно: Д. Флетчера (1579–1625 гг.) и Ф. Бомонта (1584–1616 гг.). В героях их трагикомедий трудно узнать живых людей — они похожи на воплощение набора грехов или добродетелей. Действие пьес обычно происходит в каких-то фантастических странах, а сюжет лишь обрамляет смешные или горестные репризы.

Много позже, на рубеже 19–20 веков, в европейской драматургии вновь появился интерес к трагикомедии, связанный с именами Г. Ю. Ибсена (1828—1906г.), Г. Гауптмана (1862–1946 гг.), Л. Пиранделло (1867–1936 гг.), А.Чехова (1860–1904 гг.) и др.

Сцена из спектакля по пьесе Э.Ионеско «Лысая певица»

Намного позднее, в середине ХХ века, подобную трансформацию претерпел и жанр драмы, из которого «вырос» театр абсурда. Здесь автор как бы сбивает зрителя с толку, заставляя отрешиться от шаблонов и взглянуть на ситуацию под новым углом. В абсурдистской драме наиболее заметный след оставили Ж. Жене (1910–1986 гг.), Э.Ионеско (1909–1994 гг.), А. Адамов (1908–1970 гг.)и др.

Видео по теме

В видео ниже можно увидеть разницу между драмой и трагедией.

Заключение

В современном театральном мире порой сложно отличить один жар от другого. И все же, отвечая на вопрос, в чем заключается разница между драмой и трагедией, можно дать краткий ответ: в накале страстей. Трагедия не дает герою изменить ход событий, побуждая его к решительным действиям. Драма оставляет шанс найти пути для изменения жизни и решения поставленных проблем.