Рисование

foto5636-1-5Рисование — искусство без границ, где один стиль плавно перетекает в другой, и нет места условностям, есть только вдохновение: «как вижу, так и рисую». Вообще, творческий беспорядок в головах художников — это нормально. В конце концов, рисование не математика с физикой.

Но как не заблудиться в хаосе художественного мира нам — простым обывателям? Что ж, давайте разбираться вместе, какой бывает живопись.

Чем отличается от графики, живописи и изобразительного искусства?

Для человека, далекого от художественной среды, любые упоминания о рисовании, живописи, да и в целом об изобразительном искусстве ассоциируются с одним и тем же — творчеством художника, а именно с его картинами. Это умозаключение и верно, и ошибочно одновременно. 

Что такое ИЗО?

Начнем с изобразительного искусства, как с самого пространственного понятия. Аббревиатура ИЗО означает искусство запечатления или фиксации образов. А вот как вы их собираетесь фиксировать — с помощью красок, кисти и холста, гипса или глины или, может, с использованием архитектурных инсталляций большого значения не имеет.

Вплоть до конца XIX в. изобразительное искусство включало в себя лишь три вида: живопись, скульптуру и архитектуру. Но позже к ним присоединились графика, декоративно-прикладное творчество, театрально-декорационное оформление и даже дизайнерское проектирование. Из этого следует, что рисование, живопись и графика — всего лишь разновидности ИЗО, а создание картин — далеко не единственная форма творческого самовыражения в изобразительном искусстве.

Живопись

foto5636-1 (1)С понятиями рисования и живописи все так же неоднозначно. Если образ запечатлевают на любой твердой поверхности, будь то бумага, камень, стекло, холст с помощью красящих веществ или других подручных материалов, песка, например, подразумевают рисунок.

В живописи же в качестве инструмента используют кисти, а средством для создания изображения служат исключительно краски: масляные, акварельные, керамические, восковые или силикатные — неважно.

При этом и монументальная живопись (декорирующая стены и потолки архитектурных сооружений), и станковая (используемая для придания индивидуальности интерьеру), и декоративная (украшающая различные предметы) отличаются от аналогичных форм рисования. Раскрашивают стену мелками — речь идет о рисовании, наносят на нее краски — это уже живопись. 

Живописец, работающий с красками, свою картину пишет, а художник, скажем изображающий сюжет на бумаге чернилами или карандашом, рисует. Согласитесь, сколь бы эпичным не получилось полотно художника, сказать, что он «написал» картину шариковой ручкой было бы вольностью. Однако это обстоятельство нисколько не умаляет таланта творца. 

Другое дело, живопись. Само слово включает составляющие: «живой» и «писать», а живописание интерпретируется, как писать по живому. Все дело в красках. Это материал непростой. Он меняет свойства, яркость, а иногда и оттенок после высыхания. Оттого и говорят, что картина, написанная красками, живет собственной динамичной жизнью.

Графика

Казалось бы, во всем разобрались. А что же графика? Ведь и ее можно назвать рисунком, вернее она рисунком, по сути, и является. Это изображение, выполненное с использованием линий, штрихов, пятен, тонов с помощью мела, угля, туши, карандаша, фломастера или ручки, но исключительно на бумаге или картоне. Сюда же относят рисунки, созданные при помощи специальных печатных машин и прочих приспособлений, а также компьютерной графики. 

Графический рисунок отличается лаконичностью и значимостью деталей, где нет ничего лишнего, все только по существу. Если изображение не черно-белое, в нем, как правило, все равно используется минимум цветов, а акцент расставляется на контрастах.

Графический рисунок может быть уникальным, так же как живописная картина, которую представляют на обозрение зрителям в подлиннике в единственном экземпляре. Печатная же графика выпускается большим тиражом и распространяется в качестве:

  • гравюр;
  • оттисков;
  • наклеек;
  • плакатов;
  • торговых этикеток;
  • иллюстраций к книгам и пр. 

Рисунок и эскиз — это одно и то же?

Эскиз в переводе с греческого schedios означает «сделать экспромтом» или «набросать на скорую руку». Подобное изображение делается художником на начальном этапе создания картины. Это способ выражения своих фантазий, когда творец еще не определился с конечным результатом. А пока он «кладет» воображаемое на лист бумаги или холст, чтобы в процессе несколько раз подправляя и изменяя детали, превратить свою задумку в полноценное произведение искусства. 

В эскизе чаще используется карандаш, мел или уголь. В отличие от рисунка, где мы видим полное изложение сцены или предмета, в эскизе всегда минимум деталей и эффектов. В нем передана сама суть без прикрас. Иными словами, эскизом можно смело назвать незаконченный рисунок.

Виды

Благодаря многообразию способов рисования, наработанных тысячелетиями, человек с художественными способностями может развивать свой талант буквально до бесконечности, экспериментируя с разными техниками. Упор в них делается как на нанесение красящих пигментов (длину штрихов, яркость, порядок смешивания красок), так и на разновидность материалов для рисования. Итак, что же это за материалы и техники?

Карандаш

foto5636 (2)
Рисование карандашом считается одним из самых простых способов проявить художественный талант. Наверное, поэтому подавляющее большинство молодых художников начинают свой творческий путь именно с простого карандашного рисунка. Помимо того, как мы уже знаем, набросок карандашом часто является подготовительным этапом для применения других более сложных техник. 

Однако даже здесь одного таланта маловато, придется приложить усилия.

Во-первых, для работы с карандашом художник должен развить в себе навык пространственного мышления. Это позволит достигнуть максимальной реалистичности и объемности изображения.

Во-вторых, в карандашном рисунке, особенно если речь идет о черно-белом изображении, очень важно добиться правильной градации света и тени, которая достигается путем наложения штрихов и их последующей растушевки.

На конечном результате скажется и правильно подобранные карандаши — мягкие и твердые, механические и простые, с тонким грифелем и толстым. Имеет значение и выбранная бумага.

Рисунок, выполненный одним человеком в одной и той же технике, на рыхлом картоне и на вощеном листе будет смотреться абсолютно по-разному.

Гуашь

foto5636 (13)
Эта краска, сродни карандашам отлично подходит для начинающих художников. При этом техники рисования гуашью схожи с работой акварельными красками. А вот поведение гуаши в процессе и конечный результат ближе к акриловым или масляным пигментам. Однако и здесь есть некоторые нюансы.

Гуашь — материал плотный, в отличие от акварели, но вместе с тем без проблем разводится водой. Если краска высохнет раньше времени, ее просто опрыскивают из пульверизатора.

Из-за своей непрозрачности один цвет легко перекрывается другим, даже когда светлый тон необходимо положить поверх темного. А несколько перемешанных цветов позволяют получить разнообразные насыщенные оттенки. Но с ними стоит быть аккуратнее. Набрав слишком много краски на кисть, мазки получатся чересчур толстыми и темными. Хотя при высыхании гуаши, пигмент и станет чуть светлее, что тоже следует учитывать в работе.

В одном рисунке гуашь будет прекрасно соседствовать с цветными карандашами и пастелью, акриловыми и акварельными красками, маркерами и даже цветным чернилами.

Акварель

foto5636 (3)
Рисование акварелью сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Оно требует определенного таланта и опыта от мастера. Ведь эта прозрачная текучая краска крайне восприимчива к малейшему движению кисти, изменению количества воды и выбранному качеству бумаги. Так, акварель совершенно по-разному ляжет, впитается и высохнет на крупнозернистой и мелкозернистой бумаге.

Способы рисования акварельными красками также разнообразны. Работать ими можно:

  • как по сухой, так и по сырой бумаге для создания более воздушных невесомых картин; 
  • в многослойной и смешанной техниках, иногда напоминающих рисование маслом; 
  • сухой кистью для достижения особой прозрачности и красивых переливов; 
  • используя соль, дабы получить интересные разводы в виде падающего снега, звездного неба или зонтиков соцветий.

Масло

foto5636 (18)
Написать картину маслом может любой, даже новичок в художественном ремесле. Для упрощения задачи желательно набросать эскиз, отметив место каждой из форм и рассчитав соотношение пропорций. 

С масляной краской можно работать двумя способами: с подмалевком и без.

  1. В первом случае написание картин требует особых знаний и осторожности. Сначала тонким слоем выполняется подмалевка. Для нанесения второго слоя очень важно дождаться полного высыхания первого. Ведь если верхний слой высохнет раньше нижнего, то его просто разорвет, и на картине появятся уродливые трещины.

    После высыхания подмалевка начинают писать более толстыми пластами. А заключающие верхние мазки снова стараются сделать полупрозрачными, дабы добиться эффекта объема за счет просвечивания одного тона через другой.

  2. Второй способ более демократичен, т. к. требует гораздо меньше времени и навыков. Здесь не обязательно ждать полного высыхания предыдущего слоя. Но все пласты краски при этом должны быть максимально тонкими.

И важное уточнение напоследок — в обоих случаях не существует никаких строгих правил в отношении направления нанесения мазков и слоев. Полная свобода для творчества и экспериментов.

Пастель

foto5636-2
Пигмент состоит из мела и связующих материалов. Его относят и к карандашам, и к краскам одновременно. Потому пастелью можно как рисовать, начиная с контуров и заканчивая их закрашиванием, так и писать, смешивая, растирая и растушевывая мелкие штрихи. 

В качестве основы обычно используется крупнозернистая бумага или другая шероховатая поверхность. Особенно выгодно нежная пастель смотрится на темном фоне, потому для работы с ней часто берут тонированный картон.

Так же как и при работе с масляными красками, здесь предварительно выполняется набросок. Его стараются рисовать без нажима цветом, близким по тону к основе. После чего наносится основной тон, вырисовываются уточняющие детали, и проводится работа над формой и объемом. Поскольку мел не имеет ярко выраженных оттенков, светотень в рисунке передается путем наложения нескольких слоев пигмента один на другой, начиная с темных и заканчивая схожими по тону, но боле светлыми цветами.

Законченная картина пастелью требует бережного к себе отношения, т. к. мел легко осыпается с основы. Работу можно поместить под стекло, но так, чтобы оно ни в коем случае не касалось рисунка. Либо закрепить изображение лаком для волос или специальным средством. Однако от подобных мер, воздушные оттенки пастели значительно потемнеют.

Акрил

foto5636 (5)
Несмотря на то, что акрил для рисования называют жидким, по своей структуре он плотный как масляная краска. При этом если холст перед работой смочить водой, то процесс написания картины акрилом станет схож с рисованием акварелью. Работа же по сухому полотну имеет сходство с использованием гуаши или масла. В последнем случае решающую роль сыграют инструменты для нанесения пигмента: кисточки для лессировки слоев идеальны для гуаши, специальный шпатель — для наложения масляных мазков. 

Акриловые краски, как и гуашь, прекрасно разбавляются водой. При этом после высыхания становятся водостойки и в отличие от той же гуаши цвет свой не меняют. Сохнут быстро, что позволяет наносить следующий слой уже через 30–60 минут. А поскольку акрил по сути своей пластик, он прекрасно ложится на любую поверхность, будь то камень, дерево, стекло, не говоря уже о холсте или обычной бумаге.

С помощью этого пигмента можно создавать настоящие шедевры, совмещая в одной работе несколько техник. Акриловые краски подходят для написания рельефных картин, еще более объемных и «живых», чем при рисовании маслом.

Направления

В изобразительном искусстве насчитывают десятки стилей, но нет ни одного на самом деле «чистого направления». В пределах одного стиля всегда зарождается несколько ответвлений новых, а они, в свою очередь, переходят в другие течения и так далее, по цепочке. Так что даже уже давно известные и, казалось бы, устоявшиеся художественные направления непрерывно развиваются, противодействуют друг с другом и не имеют четких границ.

Реализм

foto5636 (8)
В переводе с французского realis означает «вещественный». В широком понимании это художественное направление служит для отражения повседневной жизни всесторонне, достоверно и максимально объективно. Противоположным течением реализму является модернизм.

Гиперреализм

foto5636 (10)
Это направление претендует на соперничество с самой жизнью. Ведь, как известно, сама по себе она неплоха и нехороша. Окраску ей дают люди, пропуская жизненные ситуации сквозь призму своих чувств. Так вот в гиперреализме также нет места эмоциям художника — только правда, без прикрас. Кстати, второе название стиля — фотореализм. Т. к. в задачу автора входит посредством материалов для живописи написать картину, которую непосвященному зрителю невозможно было бы отличить от фотографии.

Символизм

foto5636 (6)
Символизм в противовес реализму, напротив, агитирует за то, что реальность лишь видимость и не более. Она не имеет самостоятельного художественного значения. А передавать действительность правильнее посредством интуиции, образов и символов, которые рисует воображение.

Сюрреализм

foto5636 (17)
С французского surrealism переводится как сверхреализм, но не в смысле сверхточного отображения реальности, а, скорее, наоборот, парения над действительностью, буквально в другом измерении. Так, сюрреалисты уверены, что творческий замысел должен идти от подсознания, подпитываться энергией из космоса. Вдохновение для своих творений они получают из снов, гипноза, автоматических неосознаваемых действий в моменты задумчивости, болезненного бреда или вспышек озарения. 

В отличие от абстракционизма в сюрреализме художники не отказываются от реально существующих предметов, но всегда изображают их в нелогичном хаосе, лишенном всякого смысла.

Импрессионизм

foto5636 (9)
Для этого направления характерны тонкие, еле заметные мазки, развернутая композиция, где присутствует какое-либо движение. Импрессионисты пишут свои произведения на открытом воздухе, чтобы точно передать малейшие изменения в освещении. 

Экспрессионизм

foto5636 (11)
Экспрессионисты пишут свои картины, что называется сердцем, как чувствуют, иногда искажая реальность до неузнаваемости. Таким образом, они достигают сильного эмоционального отклика у зрителя, каждый из которых видит в изображении что-то свое.

Кубизм

foto5636 (15)
Основатель и яркий представитель кубизма Пабло Пикассо. Глядя на картины этого авангардного направления, словно всматриваешься в разбитое на сотни кусочков зеркало. Смысл изображения вроде бы понятен, но пазл, состоящий из ломаных предметов, явно собран неправильно.

Модернизм

foto5636 (7)
Это собирательное направление всех современных течений, которые не приемлют реалистичности. А вот тот же кубизм, авангардизм, абстракционизм модернизму близок. Смысл стиля — создать уникальное, ни на что не похожее творение, которое отображало бы особое восприятие мастера.

Футуризм

foto5636 (16)
И снова направление, соседствующее с авангардизмом в общем и кубизмом в частности. Однако у последнего футуризм перенял лишь художественные формы, но полностью отказался от кубического разбора предмета с целью выражения его сути.

Футуризм построен больше не на физическом мире, а на эмоциональном: на скорости, завихрении энергий. Здесь фигуры, как и в кубизме тоже раздроблены на мелкие части. Но благодаря особому наложению фрагментов друг на друга, а также соприкосновению острых углов, конусов, спиралей и зигзагов создается эффект непрерывного движения, одномоментного действия в разных точках полотна.

Поп-арт

foto5636 (12)
В переводе с английского popular art означает «популярное искусство». Направление вошло в обиход в начале 60-х гг., когда в Америке и Европе то и дело вспыхивали революции среди молодежи. Подрастающее поколение бунтовало не за новую идею, а за отрицание старых, в том числе и прошлой культуры.

Так что поп-арт тесно связан с безразличием, бесстрастностью и отсутствием общепринятой морали. Все одновременно достойно и низко, прекрасно и безобразно, значимо и ничтожно. Как в рекламе, где создатели могут объединить в одном ролике туалетную бумагу с музыкой великого Моцарта, так и в поп-арте художник соединял в своей работе несовместимое. Например, писал маслом картинки из комикса или использовал в картине, претендующей на место в музее, технику рекламных щитов.

Пуантилизм

foto5636 (1)
Интересное направление в живописи, где вместо традиционных слоев используются точечные или маленькие прямоугольные мазки. При этом оттенки красок никогда не смешиваются. Но благодаря таланту мастера и правильному построению «пикселей», изображение получается порой шокирующе реалистичным.

Анаморфотное

foto5636 (4)
Стиль оптических иллюзий. Играя с масштабом, художник меняет пропорции изображения. Благодаря этому, создаются поистине объемные произведения искусства, когда не сразу понимаешь рисунок перед вами или реальный предмет.

Жанры

Систематизацией культурного наследия озадачились в Нидерландах еще в начале XVI в. Но тогда все произведения искусства подразделялись только на высокий и низкий жанры. К первому относились сюжеты мифологического характера или религии, ко второму — сцены из повседневной жизни. Спустя века классификация шедевров живописи много раз менялась, возрождались новые жанры и отмирали старые. Но некоторые из них, кажется, уже навсегда укоренились в художественном мире.

Исторический

Этот жанр, словно машина времени способен перенести зрителя в то место и эпоху, где происходили важные события, имеющие историческое значение для отдельной группы лиц, населенного пункта, страны или всего мира. Первым, кто использовал в своих работах исторический жанр, стал итальянский живописец Паоло Уччелло, творивший искусство в XIV–XV вв. в Италии.

Портрет

Жанр, призванный запечатлеть на холсте или листе бумаги образ одного человека или группы лиц, состоящей из 2–3 людей. Возможно погрудное изображение на портрете, поясное, поколенное или во весь рост. Человек на картине может сидеть в пол-оборота, лицом к зрителю либо в профиль.

Это одно из самых древних и сложных направлений в живописи. Ведь чтобы сделать портрет узнаваемым, художнику предстоит передать не только индивидуальные внешние признаки, но и эмоциональное состояние позирующего, его характер, увидеть саму суть.

Не стоит думать, что писать портрет, значит, полностью копировать. Маэстро вполне волен изменить одежду натурщика, его лицо, прическу, иными словами, создать креативную картину. Главное условие — портретное сходство.

Пейзаж

foto5636-1 (4)Основным объектом пейзажа является природа, причем неважно — сельские это просторы или городская суета, реальные дали и горизонты или фантастические.

Людей и животных тоже можно обнаружить в пейзаже, но они всегда играют второстепенную роль, захвачены кистью творца так, между прочим либо чтобы освежить композицию.

Жанр пейзажа делится на поджанры:

  • Природный, где фигурируют не тронутая человеком жизнь, смена времен года или природные явления (дождь, гроза, извержение вулкана и пр.)
  • Парковый с его живописными ландшафтами, к облагораживанию которых причастен человек.
  • Морской или марина.
  • Сельский.
  • Городской.
  • Космический, в котором часто фигурируют совершенно уж фантастические сюжеты.
  • Архитектурный или ведута, где с фотографической точностью отображаются детали зданий.
  • Каприччио, благодаря которому у нас есть возможность полюбоваться античными руинами. И вовсе не обязательно, чтобы эти сооружения существовали в реальности.
  • Индустриальный с его дымящими заводами, железными дорогами и громадинами мостов.
  • Урбанистический, визитной карточкой которого служат мегаполисы с их эстакадами и возвышающимися над облаками небоскребами.

Анималистический

Художник, отдающий предпочтение жанру анималистики, пишет в своих картинах преимущественно животных. Считается, что это самый древний вид живописи. Ведь именно образы животного мира чаще остальных встречаются в наскальных рисунках и на предметах быта доисторических людей.

Натюрморт

Название жанра переводится как «мертвая природа» или «неподвижная жизнь». Действующими лицами натюрморта становятся изображение различных композиций с неодушевленными предметами. Это философия о связи живого с неживым. А также напоминание о красоте простых повседневных вещей, которые окружают человека и остаются им незамеченными.

В натюрморте обычно отсутствует сюжетная линия, если конечно этот жанр не становится частью другой картины. 

Бытовой

foto5636-1 (3)Для бытового направления в живописи характерно изображение сценок из частной или общественной жизни людей — простых обывателей, неизвестных широкой аудитории, в отличие, например, от сюжетов исторического жанра, где рисуют только героев.

При этом с бытовым направлением часто переплетается и портрет, и натюрморт, и пейзаж. Например, когда на картине мы видим семью, сидящую за накрытым к обеду столом. Или замысел художника — показать молодых людей, играющих в теннис, на лоне природы.

Картины бытового жанра примечательны и тем, что толковать их каждый человек волен по-своему. На основании сюжета, изображенного на полотне, можно придумать порой захватывающую историю, которую не стыдно будет опубликовать в каком-нибудь журнале.

Батальный

Этот жанр посвящен войне, когда художник в своих работах воспроизводит сцены боевых действий или военного быта. Направление тесно связано с историческим жанром, если на картине изображены важные для истории военные события, и с бытовым, когда мастер рисует сцены из жизни военнослужащих во время их нахождения в лагерях или казармах.

Мифологический

Художники, работающие в этом жанре, черпают свое вдохновение из мифов и легенд. Для мифологического направления характерна некоторая аллегоричность и символизм. Герои сюжета картин служат примером для подражания либо, наоборот, объектами порицания. Они выступают в качестве помощи зрителю в решении важных нравственных проблем.

Профессии, связанные с рисованием, и их отличия

С рисованием связано много творческих профессий. Однако требование хорошо рисовать является порой единственным связующим звеном между ними. Взять, к примеру, архитектора и аниматора-мультипликатора. Если архитектор не занимается разработкой проекта здания киностудии, то у него с аниматором только и есть общего, что художественный талант. В какие же еще профессии невозможно попасть без умения рисовать?

Художник

Художник — понятие многогранное. Этот человек с тягой к прекрасному и умением запечатлеть свои чувства с помощью живописи не обязательно рисует традиционные картины на плоскости. Его творчество может приобретать формы скульптуры, к примеру, или выражаться в костюмах, предметах мебели и интерьера.

Иллюстратор

Иллюстратор — это художник узкого профиля. Иногда творческий процесс его строго ограничен техническим заданием или же, напротив, заказчик предоставляет мастеру карт-бланш — полную свободу действий. Но даже в последнем случае художественный замысел творца всегда привязан к сюжету того произведения или события, которое он иллюстрирует.

Профессия иллюстратора востребована в издательствах книг и журналов, в рекламе. Работы специалиста можно встретить на плакатах и афишах, а также на страницах сайтов.

Педагог ИЗО

foto5636-1 (2)Учитель изобразительного искусства работает с детьми. В подавляющем большинстве речь идет о младших и средних классах общеобразовательных школ.

Но вакансию педагога ИЗО можно встретить и в художественных учебных заведениях, а также во внешкольных учреждениях, например, во дворцах культуры и творчества.

Задача педагога ИЗО состоит не только в том, чтобы научить своих подопечных рисовать. Наставник обязан привить ученикам художественный вкус, развить у них пространственное мышление, а также познакомить с выдающимися произведениями живописи.

Реставратор

Задумывался ли кто-нибудь, что большинство шедевров мировой живописи, возраст которых исчисляется сотнями лет, обыватель не увидел бы, возможно, никогда, если перед этим над картинами не «поколдовал» художник-реставратор. Этот человек профессионально занимается восстановлением объектов старины, а также их консервацией. Причем сохранение предметов искусства ценится даже больше, чем их обновление, когда старинная вещь хоть и частично, но становится «новоделом».

Реставратор должен не только виртуозно владеть приемами живописи, в совершенстве разбираться в материалах и технических особенностях, касающихся художественного ремесла, но и хорошо знать историю развития изобразительного искусства.

Иконописец

Разобраться с полем деятельности иконописца сможет даже ребенок — по названию профессии очевидно, что это человек, который пишет иконы. Но просто в этом случае только с определением специальности, а не с обязанностями, которые она возлагает на художника. 

Иконописец должен разбираться в религии, знать тексты Святого писания, кроме того, и сам должен быть человеком глубоко верующим. Он обязан иметь представление о техниках и нюансах написания различных икон, быть готовым к долгой монотонной работе, которая ограничена неукоснительным соблюдением ряда условий. Ведь икона не имеет никакого отношения к элементам украшательства. Она несет в себе культовое значение, является священной и пишется строго по правилам, которые практически не меняются многие тысячелетия.

Графический дизайнер

Этот специалист занимается разработкой логотипов, визиток, упаковки для товаров, изображений для рекламной продукции. Его задача привлечь и задержать внимание аудитории, сделать так, чтобы бренд стал узнаваемым и запоминающимся. Для этого графический дизайнер должен не только мастерски владеть художественными инструментами для выражения мысли, обладать фантазией и быть внимательным к деталям. Он обязан хорошо изучить потенциального потребителя, знать все о его желаниях и потребностях.

Заключение

Великий художник и изобретатель Леонардо да Винчи как-то сказал: «Живопись — это поэзия для глаз, а поэзия — это живопись для ушей». И ведь, правда, настоящее искусство мы воспринимаем всесторонне. Мы созерцаем, слышим, обдумываем, проникаемся чувством и храним в сердце особенно запавшие в душу шедевры. И чтобы добиться такого эффекта, мастер должен не только изобразить форму, но и наделить ее душой: людей — характером и внутренними переживаниями, природу — гармонией и стихийностью, события — значимостью и реалистичностью.

И все многообразие направлений в живописи, насколько разными бы они не были, призвано помочь ему в этом, отделить главное от второстепенного, поймать момент и прочувствовать настроение.


Обновления в разделе


Обсуждения
10%