Сказка — уникальный жанр как в литературе, так и в фольклоре. В ней не просто описываются вымышленные события. Сказка даже не пытается выдать свой мир за реально существующий. Невозможные события и герои — ее отличительная черта.

Дети, читающие сказки

Определение народной и литературной сказки

Сказка — художественное произведение, чаще всего в прозе, но может быть и в стихотворной форме. Фантастическое повествование описывает мир очень похожий на обыденный, но с обязательным фантастическим элементом.

Отличить любую сказку просто — в ней действуют волшебные персонажи, герои могут использовать магические предметы, а опорная точка сюжета непременно связана с чудом.

Народной или фольклорной повестью называют устное произведение, не имеющее единого варианта. Сказители или баюны — это не исполнители, а скорее соавторы. Один и тот же сюжет излагался с разными деталями, новыми персонажами, неся разную смысловую нагрузку.

Сказка своего рода «упрощенный» миф. Мифология это повесть о сакральном, объяснение устройства мира. Акцент делался на поучительном начале — что нужно знать, как следует действовать. как отличать добро от зла. Сказка не только учит, преподает некий нравственный урок, а еще и развлекает, приносит чисто эстетическое удовольствие.

Литературная или авторская сказка появилась давно (уже в Древнем Египте 8 века до н. э.), но серьезным жанром стала примерно в XIX веке. Именно тогда авторы начали писать волшебные повести для детей, ранее они создавались в расчете на взрослую аудиторию.

Мифы и сказки Древнего Египта

Начиналась литература такого рода как запись народных историй, после тексты стали издаваться в «писательской», авторы стали обрабатывать тексты. В пример можно привести братьев Гримм. Знаменитые исследователи никогда не утверждали, что являются авторами «Сказок братьев Гримм». Но собранные истории немецкие фольклористы привели к некой литературной норме.

Наконец, писатели принялись создавать самостоятельные произведения, часто не связанные сюжетно с фольклорными источниками. Но по-прежнему, обязательна фантастическая составляющая.

Чудеса могут играть разную роль в повествовании — с их помощью может формироваться сюжет, они служат для разрешения основного конфликта, или просто являются элементом мира, описываемого в художественном произведении.

Специфика народных сказок

Народные предания прежде всего фольклорные произведения, они излагались исключительно устно.

В дописьменную эпоху они были единственным способом передавать моральные установки от поколения к поколению.

В этих произведениях выражена некая «обобщенная мудрость» народа, собственно, поэтому у них не может быть автора.

В современном литературоведении принято выделять сказки:

  • о животных;
  • волшебные;
  • бытовые.

Животные самые древние герои легенд. Это связано с тотемизмом, верой в общее происхождение людей и зверей. Фантастический элемент здесь заключен в самих героях — они думают, действуют и владеют словом как люди. Каждый персонаж воплощает отдельные человеческие черты. Лиса хитрая, лживая, но умная и сообразительная. Волк жестокий и храбрый, а медведь силен, но глуп.

Волшебные повествования — самый популярный жанр. События вертятся вокруг главных героев, выполняющих фантастические задачи (отыскать Смерть, украсть Жар-Птицу). Бесстрашные, умные, красивые, даже если в начале истории они аутсайдеры (младший сын, Иванушка-дурачок), то в финале непременно становятся царевичами, женихами-мужьями прекрасных и мудрых героинь.

Иван-царевич и Серый Волк

Бытовые сказки на первый взгляд кажутся наименее «фантастическими». Обычный мир обычных людей — село с крестьянами, солдатами и помещиками. Или городские лавочки и мастерские с портными и поварами.

Не имея волшебных сил, герои рассчитывают на собственные силы, особенно на ум и сообразительность. Они убеждают окружающих, что способны на невероятные поступки (сварить кашу из топора, победить сразу 7 противников). Их противники жадные, жестокие, богатые глупцы, которым не грех задурить голову.

Особенности литературных сказок

Литературный тип чаще всего тесно связан с фольклорными сюжетами. Но есть серьезная разница. Народные произведения это «коллективная» мудрость, с четкими и ясно выраженными представлении о добре и зле. А литературные повествования всегда воплощают опыт и мнения конкретного человека, его личные этические убеждения.

Наличие автора — вот чем литературная сказка отличается от народной.

Писатель может как угодно стилизовать свое произведение, но главное — литературной произведение не существовало, пока автор ее не создал. Причем, такое повествование непременно записывается и существует как письменное произведение.

Портрет писателя Шарля Перро.

Кроме того, литературные произведения выигрывают в художественной выразительности. Ведь автор может сколь угодно подробно описывать мир, вводить дополнительных персонажей, изображать душевную жизнь героя. Действительность повествования становится все более реальной и увлекательной для читателя.

И еще одно отличие авторской сказки от народной — законченность повествования. Фантастическую повесть нельзя будет переписать, пересоздать в угоду новым читателям.

Примеры сказок разных жанров

Вот яркие и известные образцы народных сказок:

  • Английская «Три поросенка» где действующие лица исключительно животные, занятые человеческим делом (строят дома, запирают двери). С вполне внятным посылом — нельзя жить лишь сегодняшним днем. Следует думать о будущем.
  • «Гамельнский крысолов» волшебная немецкая сказка. История о лживом обещании, загадочном музыканте и безжалостной мести. Напоминание, что плата за нечестность может быть непомерно высока. Здесь флейтист из Гамельна одновременно волшебный герой и воплощение неумолимой справедливости.
  • «Жена-доказчица» русская бытовая сказка. Эта история известна во многих странах, под разными названиями. Суть в том, что муж создает для своей, не в меру общительной, супруги, «альтернативную» реальность, где с неба падают блины, проходят пирожные тучи, а зайцев ловят в реках.

Литературные повести не классифицируются так легко как фольклорные. Но среди самых популярных историй можно назвать:

  • «Сказки дядюшки Римуса», созданные американцем Джоэлем Харрисом, считаются образцовой стилизаций фантастических историй о животных.
  • К эталонным волшебным сказкам относят произведения Шарля Перро — «Золушка», «Спящая красавица».
  • «Новое платье короля» — бытовая сказка датчанина Андерсена. Книга о том, как просто обмануть людей, боящихся говорить правду.
Иллюстрация к «Новое платье короля»

Общие черты литературных и народных сказок

Фантастические истории разных типов различаются в подробностях, но похожи в главном:

  • в мире повествования обязательно задействованы волшебные существа и предметы;
  • у персонажа есть сверхъестественные помощники;
  • главные действующие лица по умолчанию положительные герои, сражающиеся и побеждающие магическое зло.

К тому же, им присущ некоторый дидактизм, «поучающая» интонация.

Иллюстрация к повести «Маленький принц»

Различия сказок авторских и сказок народных

Сходства и различия сказок можно видеть уже в их определениях.

  • Авторство — у литературной повести это один конкретный человек. Для фольклорных вариантов скорее можно указать местность, где история излагается определенным образом. То есть, народные сказки создаются на протяжении поколений и не одним лицом.
  • Уникальность — бросающееся в глаза отличие литературной сказки от народной. Ведь автор создает индивидуальную историю, никто не имеет право ее менять. А народные предания существуют в нескольких вариантах, их авторства нельзя проверить.
  • Описание героев — в фольклорных традициях дается предельно схематично, а в авторских рассказах душевные переживания героя важнейшая составляющая сюжета.

Плюс есть различия в схемах сюжета народной и авторской сказки. Для народной свойственно иметь жесткую последовательность элементов. Обязательно в начале идет зачин, завершается повествование концовкой. В литературных произведениях схема произвольная, ее определяет сам автор.

Видео по теме статьи

Различие и сходство народной и авторской (литературной) сказки показано в видеоролике ниже.

Заключение

Любые сказки видят мир как конфликт добра и зла. Причем герой всегда вовлечен в это метафизическое «состязание» и должен выбрать свою сторону. Но народное повествование не имеет конкретного создателя, а значит, отсутствует и авторская позиция. Кроме того, литературная сказка это законченное произведение, его сюжетные ходы и изобразительные приемы не могут произвольно (как это происходит в фольклоре) меняться.